Страшные слухи о глобальном изменении КИМа по литературе ходят уже год. А именно, с того момента как на сайте ФИПИ появился проект перспективной модели измерительных материалов. Но в прошлом учебном году после громового раската молнии не последовало. Обошлось. И писали ЕГЭ по старинке. Что будет в этом, наступающем уже через полтора месяца, никто точно сказать не может. Потому что изменения можно вносить до начала октября. Но чтобы быть во всеоружии, давайте разберёмся, что может измениться и так ли это страшно.
1. Время выполнения остаётся прежним – 3 часа 55 минут, а количество заданий уменьшается.
Против 17 стандартных в перспективной модели мы видим 12. Но не спешите радоваться, тест, хоть и сократился, но и усложнился, а главное – серьёзно ужесточилась система оценивания.
2. Беспрецедентной мерой стало появление критериев оценивания грамотности, в соответствии с которыми можно потерять целых 8 первичных баллов за несоблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм.
На мой взгляд, это самый жестокий шаг, на который могли решиться составители КИМа. Представьте, что за почти четыре часа детям надо написать 5 письменных работ разного объёма: минимально 50 слов, но это курам на смех, в вопросах и 250 слов в сочинении, а потом всё это ещё и проверить до буквы и запятой. Многие ребята на экзамене элементарно не успевают написать все эти работы, а уж проверить их – тем более. Но, как выражался великий комбинатор Остап Бендер: «Жизнь диктует нам свои суровые законы».
3. Интересно, что новые критерии грамотности будут грозить только тем счастливцам, кто выполнит «не менее трех заданий с развернутым ответом части 1 и задание части 2 (сочинение)".
Выполненным считается задание, оцененное положительно (не 0 баллов)» или же «Если участник дал ответы на 4 задания с развернутым ответом части 1, но один из них оценен по всем критериям 0 баллов».
То есть претендующим на высокий балл. Остальным – можно о них не беспокоиться.
4. Более легкими стали вопросы сравнения, которые в перспективной модели КИМа идут под номерами 6 и 11, вместо привычных №9 и №16.
Вместо двух произведений, которые было необходимо сопоставить с исходным, теперь требуется только одно:
«Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст)».
Это существенно упрощает задачу, бесспорно. Но есть два момента: 1) теперь нельзя прибегать к другому произведению указанного в задании автора; даже если оно максимально подходит, необходимо искать другое; 2) сопоставительный анализ должен быть полноценным. Это значит, что исходное произведение также надо анализировать. Многие раньше этого не делали, сразу обращаясь к двум произведениям, подобранным ими. Ещё один важный момент: максимальный балл уменьшился. Вместо 10 баллов теперь вопросы-сравнения приносят по 8.
5. В вопросах №8 и №15, которые в перспективной модели стоят под номерами 5 и 10, теперь допускается выбор.
Их нумерация несколько напоминает форму ОГЭ по литературе. Ученику надо выбрать, что писать: 5.1 или 5.2 и 10.1 или 10.2. Вот выдержка из условия задания:
«Выберите ОДНО из заданий 5.1 или 5.2 и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов)».
На мой взгляд, это положительное изменение, дающее больше свободы ученику. Но вопросы стали немного сложнее, хотя многое зависит от КИМа. Пример из демонстрационного варианта: 10.1. Как относится лирический герой стихотворения к «великой вечной армии» влюблённых? 10.2. Какую роль в стихотворении Б.Ш. Окуджавы играет анафора?
6. В условия задания по сочинению, которое теперь не №17, а №12, никаких существенных изменений внесено не было.
Требования те же, но система оценивания немного изменилась. Теперь максимальный балл за эту письменную работу равен 15 против прежних 14. Прибавился балл за К3 («Опора на теоретико-литературные понятия»). Это ещё раз доказывает, что пренебрегать терминами при подготовке и написании сочинений не следует.
7. В тестовой части уменьшилось количество вопросов, но сложность их увеличилась.
Теперь и среди заданий 1-4, посвященных эпическим, драматическим или лироэпическим произведениям, обязательно присутствует вопрос-сопоставление, в котором рассматривается не одно произведение, а их комплекс, то есть 4 героя – 4 произведения, которые могут быть не указаны в кодификаторе. Плюс содержится вопрос, введенный уже в прошлом году, который требует не одного, а двух вписанных терминов. Задания 7-9 по лирике также содержат вопрос с двумя терминами.
8. И на сладкое – изменения в системе оценивания.
Кроме уже описанных прелестей, произойдет усложнение проверки письменных вопросов. Она будет ступенчатой. Даю выдержку из условий оценивания №5.1/5.2 и №10.1/10.2:
«Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» ответ оценивается 0 баллов».
Сходная система действует и при оценивании №6 и №11.
На этом всё. Стоит надеяться, что не все эти изменения увидят свет.
Анна Терехова