Найти тему
Полит-НН.Ру

Новая транспортная концепция: громадье планов

Четыре новые станции метро, 24 километра новых трамвайных путей, реконструкция 97 километров старых, сотни новых единиц подвижного состава – это реально?

Замгубернатора Нижегородской области Сергей Морозов презентовал на Московском урбанистическом форуме концепцию модернизации общественного транспорта Нижнего Новгорода. Она состоит из двух этапов и потребует более 100 млрд. рублей. Ожидается, что для этого регион получит инфраструктурные кредиты. В настоящее время оформлена заявка на 61,4 млрд. рублей.

Как это часто бывает с концепциями, на бумаге все прекрасно: закупка новых трамваев, троллейбусов и автобусов, строительство новых станций метро, прокладка новых трамвайных линий, реконструкция старых, связка воедино разрозненных транспортных узлов… Все это ощущается как насущно необходимое, особенно после того, как экс-мэр Нижнего Владимир Панов смел частников с рынка и «оптимизировал» маршруты, отменив их полностью или сделав значительно короче. В войне за пассажиропоток он победил, поставив жителей перед необходимостью ждать дольше, набиваться плотнее, делать больше пересадок и, соответственно, больше платить. Конечно, горожанам хотелось бы, чтобы система общественного транспорта была изменена и ориентирована на удобство рядового пассажира.

Концепция полна оптимизма. Нижний Новгород нуждается в обновлении подвижного состава, и в концепции это прописано: 202 трамвая, 157 троллейбусов, 610 автобусов – все новые. На фоне того, как город много лет радостно принимает списанное в Москве, это выглядит настоящим прорывом. Также прописано строительство новых четырех станций метро – двух в Сормове и двух в нагорной части. Это смотрится еще более фантастически, потому каждая станция, построенная в Нижнем в постсоветское время – это стыд и мучение, скандалы и склоки, сорванные сроки и уголовные дела.

В концепциях не прописываются инфляция, задержка поставок, забастовка работников, не получающих зарплату, возможное сокращение обещанного финансирования. Концепция может быть безупречна, пока не имеет дела с реальностью. А когда доходит дело до воплощения, то прописанное в концепции подвергается значительной трансформации – порой до полной неузнаваемости.

Те, кто регулярно посещают районные администрации, видели, наверное, стенды, показывающие, как через 5-10 лет должен преобразиться район в соответствии с уже составленными и утвержденными планами. По странной иронии судьбы эти картинки никогда не воплощаются в реальность. Что-нибудь происходит: падение курса рубля, глобальный кризис, застройщик отправляется за решетку, и его проект нового микрорайона автоматически становится неактуальным… И вот уже можно строить новые планы и рисовать новые стенды, которые тоже не продержатся долго.

Стоит помнить, что красота и выверенность концепций – вещь абстрактная. И заведомо не рассчитывать на то, что все, описанное в вакууме, появится на земле. Тогда никого не постигнет глубокое разочарование. И мы сможем порадоваться тому немногому из заявленного, что все-таки будет реализовано. Одна новая станция метро, одна новая трамвайная линия, сотня новых единиц подвижного состава – и все заиграет другими красками, а если это удвоить – будет принципиально иное городское пространство.

Кстати, предусмотрительно не указано, сколько же времени требуется на воплощение этих планов. Ориентир есть только для начала строительства метро – 2022 год отмечен как потенциально возможный. И утверждается, что при определенной корректировке проекта можно завершить строительство за три года. Но корректировка стоит денег и требует времени, а решений о начале строительства в следующем году пока не появлялось.

Довериться планам чиновников и заранее помечтать не тянет. Если и когда что-то будет сделано, это можно будет обсудить по факту – как оно получилось, чего оно стоило, есть ли от этого польза, и такова ли она, как ожидалось. Пока же имеется лишь очередная концепция, а их, как мы помним, было немало.

Ольга Моисеева