Фраза эта из кинофильма "Чужие письма", 1975г.
Нельзя и все. Что тут объяснять?
Мне запомнился этот фильм, и потряс в свое время. Я была удивлена: неужели так можно?! В нем показаны низкие стороны человека, без какого-либо приукрашивания.
И. Купченко прекрасно сыграла учительницу в этом фильме. Учительницу - жертвенницу, я бы сказала. Ну таков замысел создателей фильма.
Но как точно передана натура Зины Бегунковой, и актриса выбрана, как нельзя лучше, очень достоверно сыграла Светлана Смирнова.
Я бы назвала Зину коварным человеком, очень страшным. Да, трудная детская судьба, - мать в тюрьме за растрату, растил девочку брат. Но, не дай бог с ней пересечься в жизни. И вряд ли что-то исправит эту Зинаиду.
Зина читает письма своей учительницы, вторгается непрошенно в ее личную жизнь. Не буду рассказывать как в фильме разворачиваются события, сколько огорчений приносит эта девочка - ученица Вере Ивановне - своей учительнице, которая приютила ее в своем доме. "Как змеюку пригрела". - Если говорить по-простому. "Но это же девочка с трудной судьбой"- так наверно максималистски рассуждала Вера Ивановна, и позволяла этой маленькой негодяйке разрушать свои личные отношения с мужчиной, свою личную жизнь.
Да, Вера Ивановна из своих лучших побуждений наверно хотела и думала, что она в силах что-то исправить в этом чудовище. Казалось бы, несозревшая психика, подросток.
Но, смотрите фильм и судите сами.
А вот когда так поступают взрослые. И не видят в своих поступках ничего предосудительного. Тоже ведь из лучших побуждений действуют.
Давайте оценим ситуацию.
Если вы заметили, что ребенок уединяется и что-то пишет, а потом вы находите эту секретную тетрадь своего ребенка и теперь размышляете: читать или не читать. Остановитесь, вспомните сначала себя в его возрасте. Вы писали в дневник? Может быть, вам тоже хотелось уединиться, поразмышлять, помечтать. Подросток может писать в личный дневник о своих переживаниях, о которых не хочет никому рассказывать, - может же быть у человека свое, тайное, - проигрывает ситуации, и не всегда в этих записях достоверная правда, иногда и сочинительство. Это его мир. Прочтете, вам откроется что-то новое о своем подрастающем ребенке, неожиданное, нелицеприятное, может быть. Сможете вы как-то повлиять, это еще вопрос. А вот доверие его к вам исчезнет. Мало того, это может стать психологической травмой для подростка и не отпускать всю жизнь. Лучше разговаривать чаще со своим ребенком, не отмахиваться от него. Самое главное, уважительно к нему относиться.
Неоконченная повесть о Лили.
А дневник свой Лилька сожгла. Этажерку старую жгли, всем она уже глаза намозолила, не вписывалась в интерьер с фанерной, полированной мебелью. И на этом кострище она свой дневник то и подпалила.
Сказала: "Идите, идите, а я к Майке еще зайду, мне надо".
Отчим с братом ушли, а Лиля вернулась к пепелищу, вытянула из-под полы своего пальтишка, скрученную в трубочку, клеенчатую тетрадку с жирно выведенной шариковой ручкой надписью: "Дневник Завьяловой Лилии". Раздула тлеющий еще под обугленными деревяшками вялый огонек, вырвала листков из тетрадки, скомкала, побросала туда в сизое, ненасытное, и когда огонь снова оживился, высунул алчные язычки, кинула под черный скелет этажерки свой дневник.
И зареклась больше их вести.
А писала она в нем о голубом платье, которое только в мечтах еще у нее вырисовывалось, в воображении, и даже еще не до конца придумала, что там лучше на лифе: оборочка ли, вырез ли фигурный, пуговки перламутровые, рукава какие: воланчики, фонарики? ... Как ее в этом платье на турбазе, на танцах, на виду у всех мальчик пригласил, который нравился ей очень. И диалог с ним непринужденный такой, легкий и приятный. Да, никто даже не подозревал, а Лилька умела так себя держать с мальчиками, легко и непринужденно, смеяться так звонко и свободно.... И как гулять они с ним пошли в темень, в лес, за танцплощадку..., и даже, может быть, потом поцеловались бы... Она еще до этого не дошла... Не дошла, потому что... Потому. Что... Врать нехорошо, потому что, даже самой себе... - Мама сказала.
Теперь у нее только "песельники"... "...На окошке у деевушки все горел огонек. ...".
А что она там писала, в дневнике, она и так помнит, она же изо всех сил хотела полюбить эту девочку Лилю.
И она с этой девочкой, которая в ней живет, она с ней поладила, она ее успокоила, что хорошая мол, хорошая, есть за что тебя любить, не бойся.
Из дневника: Я уже говорила, что постоянно влюблялась... Я любила Марин.
В новом классе, это была уже вторая моя школа в городе, я заметила девочку Марину. Мы с ней подружились. Очень я ее полюбила, это была такая славная девочка. И так меня распирало изнутри это новое чувство, что я выплеснула маме свои эмоции:
- Мама, мне так хорошо дружить с Мариной. Я ее так люблю, так люблю, так же, как тебя, - протараторила я без передышки.
- Как ты можешь так говорить?! Как можно сравнивать?! - Реакция мамы была совершенно неожиданной. – Я тебе - мама, а она кто? Совершенно посторонний человек!
Я задумалась.
Но потом, помимо моей воли, я любила еще двух Марин, а потом еще Олю, но уже никому об этом не рассказывала, стыдилась, мамины слова слышала.
Маленький человек живет тем временем, в котором существует, "по мотиву" - как где-то прочитала. Будущее далеко. Так далеко! За горизонтом. Поэтому, и не осознает мч, что подруга может быть не навсегда. А мама это данность, независимо от того, сроднились ли души. Так хотелось жить по сердцу, а по сердцу тогда были и мама, и подружка.
Фото с Pixabay.
Читайте на моем канале:
Навигатор. О трудностях подросткового возраста.