КТО ТАКИЕ АСЫ
Термин ас на тюркских языках означает: сбиваться с пути, терять дорогу, блуждать, что почти равнозначно понятию кочевать. Именно исходя из этого термина древние греки называли первоначально Азией степи Прикубанья, где они впервые узнали древних кочевников-овцеводов, носителей ямной (курганной) культуры; позднее, с расселением этих кочевников в различные регионы, название Азия распространилось на Среднюю, Переднюю и Малую Азии.
Термин ас/аз отразился в этнониме потомков древних курганников - скифов в виде Ас-киши (Ашкузы). Название Ас-киши сохранилось в позднейших названиях тюркских племен Крыма, Средней и Центральной Азии. Более того, есть достаточно прямые письменные свидетельства о том, что асы были тождественны скифам и сарматам (Птоломей - II век н. э.; Стефан Византиец - VI век н. э.).
Как одно из ведущих подразделений асы сохранились и в составе потомков скифов - у древних болгар. На одной из представительниц асов-болгар был женат русский князь Андрей Боголюбский. Сын Андрея Боголюбского и ясыни-болгарки - Юрий был женат на грузинской царице Тамар.
Одним из ведущих и почетных подразделений алан были асы, именовавшиеся Дагсас, т. е. Горный ас.
В XIV веке тюркские племена асов были известны у Дарьяльского ущелья и в Крыму. С народом асы в конце XIV века воевал в горах Центрального Кавказа, на территории Балкарии и Карачая завоеватель Тимур.
Асами до сих пор называют балкарцев их ближайшие и исторические соседи - ираноязычные осетины. Более того, термином Ассиаг они называют Балкарию, а Карачай именуют Стур-Ассиаг, т. е. Большая Асия. Исходя из этих фактов, трудно верить в то, что асы являлись предками осетин. В истории нет народа, который своим именем называл бы других.
Приведенные нами факты базируются на том, что уже в VIII веке в древнетюркских надписях упоминаются тюрки-асы. Очень часто их имя употребляется как часть тюргешей, киргизов и других тюрков в долине реки Чу. Среди тюркских народов называет асов и Махмуд Кашгарский, автор XI века. А древнерусский летописец, хорошо осведомленный о тюркских народах XII века, прямо пишет, что язык асов сродни языку печенегов. Подразделения асов известны до сих пор среди ногайцев, алтайцев, киргизов, казахов и других тюркских народов. Все сказанное свидетельствует о том, что древнейший этноним, относившийся более 5000 лет тому назад к древнейшим кочевникам-овцеводам, через скифов, болгар и алан сохранился до сих пор в названии балкарцев и карачаевцев. Асы были прямыми предками балкаро-карачаевцев.
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ АЛАНО-АСОВ - ПРЕДКОВ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРЦЕВ
Еще в первом веке аланы были известны на Северном Кавказе, в Приазовье и даже в Придунайских степях Европы, в нижней Паннонии, где некогда размещалась Малая Скифия. В 378 году подчиненные гуннам аланы вторглись в составе гуннских полчищ в пределы Римской империи. 9 августа 378 г. под Адрианополем объединенное войско алан и гуннов наголову разгромило римскую армию и положило конец всемирному господству империи. С этого исторического момента и гунны, и аланы безраздельно господствуют во всей европейской политике вплоть до усиления Хазарского каганата. Известны имена таких аланских каганов (ханов), как Гоар, Буюргур, Сарос, Кандак. В 50-х годах V века аланский хан Кандак покорил Малую Скифию (Добруджу). Очень важно отметить, что современник этих событий историк Иордан называет алан Кандака термином Керти алан, т. е. Истинные аланы. Историки-алановеды не смогли объяснить этот термин, потому что не прибегали к помощи карачаево-балкарского языка. Аланские вожди неоднократно оказывали помощь Византии в ее борьбе с Ираном и другими варварскими племенами - вандалами, готами и др. Мы уже говорили, что византийцы умело использовали алан как буферный заслон от азиатских кочевников - авар, хазар, половцев и т. д.
Огромным полем раздора между Византией и Ираном был регион Кавказа. И здесь начатые еще в первом веке походы алан в Закавказье и на Ближний Восток с успехом продолжались позднее вплоть до Х XI веков. Аланы неоднократно помогали Армении, Грузии в их борьбе с иноземными захватчиками - арабами, персами и др. Очень интересно, что армянские письменные источники называли этих защитников аланами, а грузинские овсами, осами. Таким образом, эти два этнонима ставились в один ряд и отождествлялись.
Однако нельзя считать, что аланы и асы не преследовали в этих походах свои цели. Как и всякий другой кочевой народ, они, защищая оседлых земледельцев Закавказья от набегов персов и арабов, сами также обогащались за счет тех же народов. История их взаимоотношений полна кровавых столкновений и мирных культурно-экономических контактов. Взаимоотношения алано-асов с народами Закавказья и Ближнего Востока часто носили и кровнородственный характер, обогащались взаимными династическими браками. Особенно активизируются взаимоотношения алано-асов и Закавказья при царях Дургул-эле и Худдане. Дочь Худдана - Бурдухан - была матерью грузинской царицы Тамар. Ее воспитательницей была сестра Бурдухан - Русудан, т. е. тетка Тамар. Таким образом, можно уверенно сказать о тесных родственных отношениях царствующих родов предков балкаро-карачаевцев - асов-алан - и Грузии.
Мощь алано-асского государства значительно упала с расцветом Хазарии и вновь возросла с середины Х века, с падением Хазарского каганата в 965 году, после поражения от русских дружин.
И.Мизиев