В японской истории есть свой Герострат, в безумном порыве уничтоживший прекрасный храм. В 1950 году в Киото монах-послушник поджег 550-летнее здание монастыря, который японцы называют «золотым» - Кинкаку-дзи.
Изначально здание было построено в 1397 году как павильон для отдыха в резиденции сёгуна Асикага Ёсимицу. В его архитектуре соединились идеалы красоты разных эпох. Первый этаж Золотого павильона («Зал очищения») выполнен в стиле японских дворцов периода Хэйан. В центре установлена статуя Будды Шакьямуни, а слева от неё — статуя владельца резиденции. Здесь сёгун проводил торжественные приемы.
Интерьер второго этажа («Пещера милосердия») воплощает стиль самурайских резиденций буцума. Стены украшены богатой росписью. Здесь размещался зал музыки и поэзии. Третий этаж («Вершина Пустоты»), построенный в стилистике дзэновских храмов, использовался для проведения религиозных церемоний.
По замыслу сёгуна, весь дворцовый комплекс должен был стать воплощением рая на земле. Вокруг дворца был разбит сад с озером, в котором как в зеркале отражался Золотой павильон.
Утратив всякий интерес к политической жизни страны, Асикага Ёсимицу провел здесь последние годы своей жизни, занимаясь живописью и буддийскими практиками. После своей смерти он завещал передать всю резиденцию, включая Кинкаку-дзи, буддийскому монастырю. Так Золотой павильон превратился в храм.
Ночью, в июле 1950 года, 21-летний послушник монастыря Хаяси Дзёкан поджог Золотой храм. Безумец хотел сжечь себя вместе с прекрасным зданием, но, опомнившись, убежал прочь, а потом сам сдался властям. Кинкаку-дзи и все его сокровища сгорели дотла. На суде преступник заявил, что презирает себя, но ничуть не сожалеет о содеянном. Любое проявление красоты вызывало в нём ненависть и делало очевидным его собственное несовершенство.
Хаяси Дзёкан был приговорён к семи годам заключения, он умер в тюрьме от туберкулёза и психического расстройства. Эти события описаны в учебниках по психиатрии и легли в основу романа Мисима Юкио “Золотой храм”. Спустя 37 лет Кинкаку-дзи был полностью восстановлен в первозданном виде на прежнем месте. Золотой павильон всё также любуется своим отражением в «зеркальном» озере.
С уважением к прекрасному, международная платёжная система JCB, родом из Японии!