Найти тему

IPO - инвестиции в новые компании. Так ли это выгодно на самом деле?

Первичное размещение — Initial Public Offering (IPO).

Это инвестиции в компании, которые впервые выходят на биржу. После IPO акции можно свободно покупать и продавать, а компании становятся публичными и должны регулярно отчитываться перед инвесторами о результатах своей деятельности.

Большинство IPO проходят на американских биржах, так как это самый крупный финансовый рынок мира.

Инвестируя в IPO вы покупайте акции компании еще до старта торгов акциями на бирже и если к компании выходящей на IPO есть большой интерес инвесторов то как правило при выходе на торги стоимость таких акций может существенно подняться.

Почему вложения в IPO привлекательны для инвесторов - потому что могут дать доходность в десятки и даже сотни процентов.

Приведем примеры доходности компаний относительно недавно вышедших на IPO:

- IPO единого из крупнейших онлайн-ритейлеров в России OZON. Цена первичного размещения составляла около 2 800 руб., а сейчас цена составляет 4 132 руб.

-2

- IPO сервиса краткосрочной аренды жилья Airbnb. Цена первичного размещения составляла 68$, сейчас цена составляет 159$ (доходность 133%)

-3

Однако IPO не так радужно как может казаться!

Какие риски инвестирования в IPO?

-4
  • Никто не может гарантировать что цена при выходе на торги подымится, даже если акции будут очень популярны.
  • Процент аллокации.

Аллокация - это процент удовлетворения заявки на покупку акций при первичном размещении акций.

Обычно он достаточно невелик.

Пример: вы подаете заявку на покупку акций на сумму 1000$, а вам удовлетворяют покупку только на сумму 100$, аллокация составила 10%.

Откуда берется аллокация? Вот упрощенный пример:

- компания выходит на биржу и собирается продать 100 акций по 1$ каждая (итого 100$),

- компания достаточно популярна и многие хотят купить ее акции на первичном размещении, в итоге очень много инвесторов подали заявки (один инвестор подал заявку на 10 акций, другой на 30 акций и так далее),

- в итоге общее спрос на покупку акций во всех заявках составил 500 акций.

- Но компания не может удовлетворить все заявки потому что у нее только 100 акций а не 500. В итоге высчитывается процент аллокации - процент удовлетворения заявки.

- в данном примере процент аллокации составит (100/500*100)= 20%

- и если бы вы были инветоросм в данное IPO и подали заявку на покупку 10 акций по 1$ (10$) то вам бы удовлетворили 20% от вашей заявки то есть 2 акции по 1$ (2$).

В проценте аллокации скрывается существенный риск IPO!

Заранее процент аллокации никто не знает!

Практически все успешные IPO имеют маленький процент аллокации поскольку очень много инвесторов хочет купить акции таких компаний. Аллокация может доходить и до 5 % от суммы заявки.

А менее удачные IPO имеют наоборот больший процент аллокации поскольку спрос на акции таких компаний будет меньше. Аллокация может быть 100 % от суммы заявки.

Вложив 1000$ в удачное IPO, получив 10% аллокации, ваша прибыль будет исходить из суммы 100$.

Вложив туже 1000$ в неудачное IPO, получив 100% аллокации, ваш убыток будет исходить из суммы 1000$.

Таким образом на удачных IPO действительно можно неплохо заработать однако заработок ваш будет на 10-20% от той суммы которую вы хотели бы вложить. Поэтому зачастую инвесторы предполагая что процент аллокации будет небольшим отправляют заявки с большими суммами чем хотели бы инвестировать, да бы получить большее количество акций.

  • Локап-период (lock-up)

Это запрет продавать бумаги в течение некоторого времени после начала открытых торгов, когда акции станут доступными к покупке всеми желающими. Запрет нужен, чтобы после начала открытых торгов цена акций не упала из-за спекуляций.

Обычно локап может длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Наиболее часто встречающийся локап-период - 3 месяца.

Купленные вами акции на IPO действительно могут вырасти на 50-100 % и более в первые дни торгов. Однако продать и получить прибыль вы не сможете, вам надо ждать когда закончится локап-период, а за это время цена акций может сильно упасть после большого ажиотажа или и вовсе уйти в минус.

Так что какую бы вам обещали доходность IPO всегда необходимо учитывать локап-период.

  • Как правило на IPO выходят компании которые находятся на стадии своего развития, такие компании могут работать в убыток.

Для примера у упомянутого выше OZON до IPO и после еще не получала чистой прибыли а все направляет на развитие.

То есть гарантии что компания станет прибыльной если вообще станет таковой нет.

  • Необходимость получения статуса квалифицированного инвестора.

Чтобы получить доступ к IPO необходимо получить статус квалифицированного инвестора. Большинство из новичков в инвестировании не сможет получить его очень долгое время (необходимо иметь счет минимум на 3 млн. рублей). Об этом статусе мы поговорим позднее.

  • Большие комиссии брокеров.

Дело в том что доступ к IPO дают далеко не все брокеры в РФ, а те кто предлагают такие услуги зачастую берут существенные комиссии и процент от вашей прибыли, что естественно будет уменьшать вашу прибыль.

К примеру United Traders, который дает возможность инвестировать в IPO без статуса квалифицированного инвестора, возьмет комиссию с вашей прибыли в размере 20%!

И так, понимая все риски таких инвестиций, вы можете гораздо грамотнее подходить к выбору компаний на IPO.

Подытоживая можно сказать что инвестиции в IPO могут дать прибыль куда большую и за меньший срок чем классические инвестиции, одновременно с этим вы должны понимать и принимать риски связанные с таким инвестированием.

Залог успешного подхода при инвестировании в IPO это грамотный выбор компаний и диверсификация своих вложений !

-------------------------------------------------------------------------------------------------

-5