Атака японских самолетов на американскую военную базу Перл-Харбор на Гавайских островах в декабре 1941 года стала для американского флота большой неожиданностью и чуть не привела к катастрофе. Или все не так трагично, как кажется?
ОШИБКА В РАСЧЕТАХ
К 1941 году японцам было вся тяжелее вести военные действия. Императорской армии требовалось все больше и больше ресурсов. Получить их можно было от США или захватить голландские и английские колонии в Юго-Восточной Азии. Британские и советские разведчики убедили Японию, что если они нападут на Бирму и Индию, то США обязательно вступят в войну. Конечно же, британцы тем самым хотели защитить свои колонии в Азии, а СССР больше всего желал столкнуть японцев с американцами, чтобы не допустить их нападения на Советский союз.
Япония выбрала все-таки второй вариант. И когда японцы в 1941 году вторглись в Индокитай, США прекратили поставки вооружений в Японию. Сами японцы посчитали это недружественными действиями и началом подготовки к войне. Однако США продолжали снабжать японцев нефтью. Они думали, что если полностью прекратить все отношения с Японией, то это вызовет немедленный конфликт. Видно, что Соединенные штаты не особо торопились вступать в войну и всячески оттягивали этот момент.
Летом 1941 года поставки нефти в Японию все-таки прикрыли. Японцы начали вторжение в голландскую Ост-Индию и пустили слух о якобы скорой войне против США. Осталось выяснить, где японцы нанесут удар. Вот здесь то и возникли проблемы.
Еще в начале 1941 года американский Президент Франклин Рузвельт перевел Тихоокеанский флот из Сан-Диего на Гавайи. Сами американцы не рассматривали вариант нападения японцев на Гавайи. Они больше склонялись к Филиппинам – именно здесь и началась подготовка к обороне. В результате долгих споров американцы не смогли подготовиться ни на одном направлении. Общий план был такой – обороняемся как можем и отступаем по необходимости до возможных пределов.
ВПЕРЕД, НА ПЕРЛ-ХАРБОР
Среди японского военного командования тоже не было единой точки зрения. Большинство генералов склонялось в сторону наступления на Филиппины. Император эту точку зрения тоже поддержал. Однако командующий японским флотом Исороку Ямамото настаивал на своем. Он был уверен, что Япония не выдержит долгой войны с США и поэтому нужно нанести неожиданный и сокрушительный удар по американскому флоту.
В ноябре 1941 года японский флот под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо вышел с базы Хитокаппу. В его составе было 6 авианосцев, на которых находилось более 400 самолетов. Сопровождали авианосцы два линкора, три крейсера, девять эсминцев и шесть подводных лодок. Главной целью был гавайский остров Оаху, где располагалась база американского флота Перл-Харбор.
Вход на базу закрывает небольшой островок Форд, на котором располагался аэродром ВМФ, а вокруг него стояли корабли. У юго-восточного берега островка был расположен ряд линкоров – шесть пар больших бетонных свай, к которым швартовались корабли. Линкор швартовался одновременно к двум сваям. Потом к этому линкору бок о бок швартовался другой линкор и так далее. В момент атаки японцев на швартовке находились восемь из девяти линкоров Тихоокеанского флота США.
Почему атака на Перл-Харбор получилась неожиданной? Ведь советский разведчик Рихард Зорге передал СССР информацию о готовящейся атаке японцев. И СССР передал эту информацию американцам. Кроме того, в декабре 1941 года американцы даже смогли расшифровать секретную японскую ноту в ответ на американский ультиматум, которая фактически означала войну. Но американское руководство почему-то не отреагировало на такой сигнал. Наконец, абсолютно абсурдный случай – за 50 минут (!) до подлёта армада японских самолетов была обнаружена радаром, но их почему-то посчитали своими. И правда, почти 400 самолетов бесконтрольно летят в сторону базы.
НЕОЖИДАННАЯ АТАКА
В 6:00 утра 7 декабря 1941 года началась атака на Перл-Харбор. Первая волна из 183 самолетов не встретила никакого сопротивления. В результате бомбардировок на дно пошёл линкор «Аризона», а «Оклахома» перевернулась. Всеобщая паника и отсутствие организованного отпора только усугубили ситуацию. Сами японцы потеряли только 8 машин.
В 7:15 утра на базу направилась вторая волна – 170 самолетов. На этот раз американцы согли сбить 21 вражеский самолет. Но более серьезного сопротивления оказать не смогли - слишком уж организованными были японские пилоты. Планировалась еще третья волна, но японцы ее отменили, чтобы избежать потерь из-за утраты эффекта неожиданности.
Было потоплено 4 линкора, 2 эсминца. Еще 4 линейных корабля, 3 легких крейсера и 1 эсминец получили серьезные повреждения. Потери в авиации у американцев составили 188 самолетов, еще 159 были тяжело повреждены. Американцы потеряли 2403 человека убитыми и 1178 ранеными. Японцы потеряли 29 самолетов и 55 человек.
НЕ ВСЕ ТАК СТРАШНО
После атаки казалось, что Тихоокеанский флот США навсегда уничтожен. Однако успех оказался недолгим.
Во-первых, во время атаки не пострадали авианосцы. Один находился на ремонте в США, а два другие в открытом море.
Во-вторых, пострадавшие линкоры были уже достаточно устаревшими. Некоторые из них были в строю еще со времен Первой мировой войны.
В-третьих, японцы даже не попытались уничтожить огромные запасы нефти на Гавайях. Если бы флот США нефть потерял, то уже бы никогда не смог восстановиться. Не попали под удар и 11 американских подводных лодок. Да и пострадавшие корабли довольно быстро смогли вернуться в строй. Только 2 американских линкора были потеряны безвозвратно.
Так что потери США оказались не такими уж и большими. Через год американский флот снова превосходил японский. Из-за этого многие обвиняли Президента Рузвельта в том, что он сознательно поставил под удар силы флота, которые не имели решающего значения для войны. Но зачем? Для того, чтобы повлиять на американский сенат, который очень долгое время отказывался объявлять войну Японии.