Образ бабы-яги в русских народных сказках чрезвычайно многообразен: она может выступать и дарительницей, к которой герой обращается за помощью, и похитительницей, ворующей маленьких детей, и, наконец, воительницей, которая сражается с главным героем и защищает свое мертвое царство.
Но кто же она такая?
Постоянный «аксессуар» яги – это тёмный лес, не имеющий конкретного описания (чаще всего он описывается неопределенно: дремучий, таинственный, тёмный) и четкого расположения. Его необходимо преодолеть главному герою для того, чтобы попасть в потусторонний мир. Попадая в него, он теряет своё прежнее «я» и приобщается к миру мёртвых. Примечательно, что сквозь этот лес главный герой не в состоянии пройти без помощи яги. Лес становится не только местом обитания бабы-яги, но и своеобразной «сетью», которая ловит чужаков.
Дом бабы-яги – избушка на курьих ножках, имеющая ярко выраженные зооморфные черты: «ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках» ( «Иван Быкович»). Дело в том, что сказка тесно связана с древним обрядом инициации, в котором роль «пограничника» между мирами играли животные. Этим и объясняется наличие странных «куриных» ног у избы. А сама избушка по размеру и форме своей напоминает гроб, ещё раз указывая нам на то, что мы имеем дело не с обычным, а волшебным, загробным пространством. Яга – лишь первый представитель этого нового мира, который встречается герою на пути.
Нельзя не вспомнить о метле и ступе – способе передвижения бабы-яги по миру живых и мёртвых. Самостоятельно яга ходить не может, поэтому она либо летает по воздуху (ступа в славянской мифологии – средство передвижения неживых людей, а метла необходима для того, чтобы замести следы), либо лежит на печи, лавке или на полу: «на печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос» (Аф.137).
Ещё один характерный признак яги – костеногость. Так как она находится на границе двух миров, можно предположить, что одной ногой она в мире живых, а другой, костяной, в мире мертвых. Существует также мнение, что баба-яга является слепой, ибо в большинстве русских сказок она не высматривает, а выслушивает и вынюхивает главного героя (вспомним знаменитое: «фу, фу! Русским духом пахнет!») Тем не менее, в сказках слепота яги не оговаривается.
Один из самых знаменитых персонажей сказочного мира оказывается «ни живым ни мёртвым». Вряд ли мы задумываемся о происхождении волшебного зла, когда читаем сказки нашим детям – текст так прочно вклинивается в наше сознание, что мы уже перестаем обращать внимание на таинственную природу тех или иных персонажей.
«Сказка – ложь, да в ней намек»: и всё намного сложнее, чем кажется.