Самой обсуждаемой после «обнуления президентских сроков» была и с меньшей интенсивностью, но продолжает оставаться поправка в Конституцию страны об исторической правде.
Любой мало-мальски думающий человек не может не задаться вопросом: «А что есть историческая правда?».
В качестве иллюстрации обоснованности такой постановки вопроса приведу фрагмент не изданного еще романа «Апокриф».
«- Я порылась в исторических документах – положила Тамара начало обсуждению – и дорылась вот до чего.
Наверное, самое логичное, предположить, что послание было направлено в ту обитель, к которой, выражаясь современным армейским языком, был приписан монах Акиндин, то есть в Богородичный монастырь. Но, к сожалению, сейчас на территории Тверской области такого монастыря нет. Его сейчас вообще нигде нет. Как я не старалась, мне не удалось найти о нем ни одного упоминания нигде, ни в интернете, ни в специальной литературе. Хотя, видит Бог, я приложила уйму усилий. Вынуждена констатировать. Установить доподлинно, где располагался этот монастырь, не представляется возможным.
Единственным, созвучным с названием монастыря, культовым строением является Церковь Рождества Богородицы в Городне на Волге. Это, пожалуй, самая старая церковь Тверской области. Теперешнее село Городня располагается на месте, где изначально стоял, относящийся к Тверскому княжеству, город Вертязин. Это был большой, по тем меркам, и значимый город. Его высокую значимость определяло то, что он находился на границе непримиримых противников - Тверского и Московского княжеств. Это, по всей видимости, предопределило и его дальнейшую трагическую судьбу. Подтверждением высокой значимости города может служить тот факт, что именно здесь Тверской князь Михаил Ярославич подписал мирный договор с побежденными новгородцами.
Опустошительный пожар 1412 года стер Вертязин с лица земли. Но, практически сразу, внук Михаила Александровича, Александр Иванович Тверской вновь отстроил его, изменив, по какой-то причине, название на Городень. В исторических документах сохранилась запись об этом событии: «паки заложи Городен и пристави людей множество Тверичь и Кашинцев, и срублен бысть вборзе». – Как и в предыдущий раз, Тамара излагала собранную ею информацию по памяти, и обращалась к помощи своего планшета только чтобы дословно и безошибочно воспроизвести некоторые цифры и цитаты.
- И, конечно, в столь большом и значимом городе не могло не быть монастыря. И он был. Да, не один, а целых два. Но назывались они Петровский и Афанасьевский. Это известно из исторических источников XVI века. Данный факт не исключает того, что в более ранний период здесь находился Богородичный монастырь.
Но в 1569 году, в самый разгар опричнины, Иван Грозный разрушил Городню, заподозрив его жителей в измене.
Интересно, что идеологической основой возникновения опричнины была борьба с семенами опаснейшей ереси, которые попали на Русскую землю с запада и подрывали основы православной веры, Апостольской Церкви.
Надо сказать, что к суду над еретиками более полувека назад призывал еще Новгородский владыка Геннадий. Его воодушевлял пример испанской инквизиции, о котором он знал из общения с посланником германского императора и от своего сотрудника - монаха-доминиканца. «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол Цесарский про шпанского короля, как он свою землю очистил, я с тех речей и список тебе послал»- пытался он подтолкнуть Московского митрополита к решительным действиям.
От слов архиепископ перешел к делу, и подошел к нему творчески. Некоторые осужденные еретики были посланы митрополитом к Архиепископу Геннадию. «Он же за четыредесять поприщь повелеваше всажати на коня в седла ючныя, и одежда их повеле обращати передомь назадь и хрептом повеле обращати их к главам коньским, яко да зрят на запад в уготованный им огонь».
Поприще – древнерусская мера длины. В XV веке поприще составляло 750 саженей, который был равен 2 метрам 16 сантиметрам. То есть «за четыредесять поприщь» означает примерно за 65 километров - прокомментировала Тамара особо непонятное слово из древнерусского текста. – То есть за 65 километров до Новгорода Архиепископ распорядился надеть на осужденных еретиков одежду задом на перед, и также, задом на перед, посадить их на коней. – Перевела женщина старинный текст на современный язык.
- А на главы их повеле възложити шлемы берестены остры, яко бесовьскыа, а еловци (навершие шлема) – Тамара продолжила изредка вставлять короткие коментарии - мочалны, а венцы (нижний край тульи шлема) соломены, с сеном смешаны, а мишени писаны на шлемах чернилом: «Се есть сатанино воинство!». И повеле ходити по граду, и сретающим (встречающим) их повеле плевати на них, и глаголити: «Се врази Божии и христианьстии хулници!». Потом же повеле пожещи шлемы, иже на главах их. Сия сътвори добрый он пастырь, хотя устрашити нечестивыа и безбожныа еретикы, и не токмо сим, но и прочим ужаса и страха исполнен позор, поне на сих зряще, уцеломудрятся».
Нет сомнений, что идеи Архиепископа Геннадия были реализованы Иваном Грозным в опричнине. В Европе искоренение ереси было поручено специально учрежденному ордену монахов-доминиканцев, который подчинялся непосредственно Папе. Опричнина тоже была учреждена царем по образцу монашеского ордена, который подчинялся непосредственно ему самому. Идеологическим смыслом опричнины стало «просеивание русской жизни» для отделения «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах».
Из сказанного можно сделать совершенно логичное заключение о том, что в стертой с лица земли Городне «еретические мудрствования и чужебесие в нравах» имело место быть. А это, в свою очередь, могло быть следствием присутствия здесь искомых нами гностических апокрифов.
Но мне кажется маловероятным, чтобы письменные источники ереси сохранились здесь после тотального разгрома поселения, особенно принимая во внимание, жесточайшие пытки, используемые в ходе, так называемых, дознаний. Раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело – далеко не весь применяемый опричниками пыточный арсенал.
Обнадеживает лишь то, что сохранилась легенда (хочется верить, основанная на реальных событиях), что нескольким монахам удалось на плоту ускользнуть от расправы, направившись вниз по течению Волги. О катарах, учение которых по своему содержанию близко к Русской ереси, известно, что страдание и гибель за свою веру они почитали божьей благодатью. Если наше предположение не ошибочно, то монахи могли отказаться от божьей благодати пострадать и погибнуть за их веру только в том случае, если им это было поручено наставником, вполне вероятно, ради спасения письменных источников их веры. Поэтому, их надо искать ниже по течению Волги.
…
- Только подумать. Целый город взяли и уничтожили. В уме не укладывается. – Сказал Виктор.
- А чему Вы удивляетесь? – отреагировала Тамара на эту реплику Веденеева. - За период существования опричнины, с момента ее образования в 1565 году до ее упразднения в 1572, жертвами непосредственно репрессий стало, по меньшей мере, четыре с половиной тысячи человек. В одном только походе на Новгород Иван Грозный казнил более двух тысяч человек. Опричники уничтожили съестные припасы города, следствием чего стали голод и эпидемия чумы, которые унесли жизни половины тридцати тысячного населения города.
Более сотни людей казнены в Пскове. По возвращению Ивана Грозного в Москву, придали смерти с десяток знатных горожан, некоторых – особо изуверским способом. Одного дядьку попеременно обливали кипятком и холодной водой, его жену, раздев, посадили на натянутую веревку и протащили по ней несколько раз. С другого приговоренного живьем срезали мясо. В реке Серой утопили порядка 60 женщин и детей из числа домочадцев казненной знати. В 1570 году там же в Москве, применяя все те же изуверские методы, казнили еще 200 человек. Царь лично присутствовал на казнях и сам изобретал способы пыток и казней.
- Поразительная, ужасающая, сатанинская жестокость. – Вновь высказался Виктор.
- Не все и не всегда так думали.
- Да, ладно. – Усомнился Веденеев.
- Вообще, интересно наблюдать, как менялась оценка и опричнины и всего периода правления Ивана Грозного и его самого, как исторической личности. В дореволюционной России она предсказуемо была резко отрицательной.
После октябрьской революции она претерпела серьезные изменения. Установочную точку зрения выразил сам Сталин на встрече с кинематографистами по поводу 2-й, запрещенной к показу, серии фильма Эйзенштейна «Иван Грозный»:
«Эйзенштейн – сказал усатый вождь – изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского ку-клус-клана… Войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на это».
Излишне даже говорить, что после этих слов вождя историки взахлеб, «перебивая» и «перекрикивая» друг друга, ярко и красочно обосновывали их абсолютную правоту. – Закончив фразу, Тамара потянулась к бокалу и сделала глоток вина.
- Факт, действительно, любопытный. – Сказал Виктор, сам опровергая свой высказанный ранее скепсис. – Но не удивительный. Ну, правда, какой еще оценки можно ожидать от человека, на фоне репрессий которого блекнут даже ужасы опричнины. Но, вот о чем я подумал. Мнение правящей верхушки об опричнине – своего рода «сигнальный флажок» для общества. Как начнут высказываться о ней положительно, жди ее возрождения в том, или ином виде.
- Уже. – Продолжая жевать, вдруг произнес одно единственное слово Валерий, до этого вообще не принимавший участия в разговоре.
Виктор и Тамара замерли одновременно, один со стаканом виски, другая, не донеся до рта вилку с нанизанным на нее куском рыбы, и, с удивлением посмотрели на него.
- Что, уже? – Задал уточняющий вопрос Виктор.
Валера сделал глоток, отправив в желудок содержимое своего рта, но так ничего и не сказал (очевидно, передумав), а лишь протянул руку в сторону лежащего на столе планшета Виктора. Веденеев слегка подтолкнул гаджет в направлении товарища, тем самым давая разрешение им воспользоваться. «Конь» включил планшет и активировал «поисковик», в запросном поле которого набрал: «Памятник Ивану Грозному в Орле». Запустив поиск, он вернул планшет Виктору.
На экране электронного устройства отразился перечень ресурсов, содержащих искомые слова. Виктор активировал первый сайт из этого перечня.
«В Орле при большом скоплении горожан, представителей различных патриотических и религиозных организаций, с участием писателя Александра Проханова, политика Сергея Кургиняна и байкера Хирурга открыли памятник царю Ивану Грозному» - прочитал он первое предложение информационного сообщения.
Затем Веденеев решил, что в данной обстановке правильнее было бы читать вслух, и начал заново, теперь, воспроизводя напечатанный текст в голос:
«В Орле при большом скоплении горожан, представителей различных патриотических и религиозных организаций, с участием писателя Александра Проханова, политика Сергея Кургиняна и байкера Хирурга открыли памятник царю Ивану Грозному. Министров культуры и образования, которых ждала пресса, на церемонии не было. Но на церемонии зачитали обращение главы Минкульта Владимира Мединского».
«Иван IV Грозный – одна из наиболее противоречивых и вместе с тем выдающихся фигур отечественной истории. За годы своего правления он сумел предпринять ряд смелых и решительных шагов, направленных на укрепление единства Русского государства….»
Виктор дочитал текст послания главы Минкульта и перешел к изложению рассказа о церемонии открытия памятника.
«Сергей Кургинян обратил внимание на то, что на протяжении многих лет русский народ учили стыдиться всего, что было в истории его страны, а «величие исторической личности Ивана Грозного пытались замаскировать». «Народ говорит: нет очернению того великого, что мы делали», заявил он собравшимся.
Сам губернатор Орловской области Вадим Потомский, выступая на церемонии открытия, отметил заслуги первого русского царя и сравнил с ним нынешнего президента РФ Владимира Путина. «Это человек, который сохранил для нас с вами православную веру, и не позволил никому посягать на нашу территорию - говорил Вадим Потомский – Мы великий русский народ. У нас великий и самый мощный президент, который заставил весь мир уважать Россию и с нами считаться, как это в свое время сделал Иван Грозный»».
Еще в процессе чтения, внимание Виктора привлекла рекламная ссылка: «Патриарх Кирилл благословил установку памятника…». Найдя ее любопытной, Веденеев перешел по этой ссылке на другой ресурс.
«Патриарх Кирилл: Иван Грозный – мощный государственник и заслуживает, чтобы ему был поставлен хотя бы один памятник в России. – Продолжил он читать вслух. - Об этом заявил губернатор региона Вадим Потомский. Губернатор спросил об этом Патриарха в ходе недавнего визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Орел. Патриарх отметил, что Ивана Грозного, конечно, никогда не канонизируют; к его методам управления есть вопросы. Однако он останется в истории России как мощный государственник. По его словам, Орел заслуживает, чтобы тут был поставлен первый в России памятник Ивану Грозному».
- По-моему, комментарии излишни. – Подвел Виктор итог воспроизведенному информационному сообщению, закрывая планшет».
А как через призму этой поправки смотреть на Христианство, базирующееся на текстах Евангелия, историческая неправда которых уже не является просто версией, но стала достоверно доказанным фактом.
А вот еще пример, которым с читателями поделился канал «Занимательная Конспирология» в статье «Как переписывали историю Сталинградской битвы при Сталине, Хрущеве и Брежневе.
«Проще всего показать эти "правки" на примере маршала Жукова, которого последовательно то запихивали, то выпихивали из роли автора плана "Уран".
Началась вся эта история уже в 1946 году, когда Жуков в первый раз попал под опалу. Был созван высший военный совет, где маршала обвинили в бонапартизме и присвоении себе военных побед.
Вот цитата из приказа Сталина № 009 от 9 июня 1946 года.
Было установлено, далее, что к плану ликвидации сталинградской группы немецких войск и к проведению этого плана, которые приписывает себе маршал Жуков, он не имел отношения: как известно, план ликвидации немецких войск был выработан и сама ликвидация была начата зимой 1942 года, когда маршал Жуков находился на другом фронте, вдали от Сталинграда.
Более подробно о периоде первой опалы прославленного полководца я рассказывал в статьях: "Мафия", вызвавших повышенный интерес читательской аудитории.
и "Мародёрство? Жукова. Причина опалы или её повод?"
Если интересно - архив канала Вам в помощь, Ссылку на архив я традиционно оставлю в конце этого текста.
Если мы посмотрим художественный фильм "Сталинградская Битва" (1949 г.) то там автором плана "Уран" однозначно указан маршал Василевский.
Жукова в кадре нет от слова совсем, есть только устное упоминание, в котором говорится о том, что маршал уже давно курирует некий "украинский фронт". Придираться к этой формулировке не будем, смысл ее в том, что Жуков никакого отношения к Сталинграду не имеет.
В школьном учебнике 1952 года автором плана "Уран" назван товарищ Сталин, что, впрочем, неудивительно.
Но время шло, Иосиф Виссарионыч скончался, а Георгий Константиныч "поднялся". Маршал вновь вернулся и на экраны и в школьные учебники, как участник Сталинградской Битвы.
Однако недолго музыка играла, недолго Жуков гарцевал "на белом коне". Уже в октябре 1957 года на специальном Пленуме ЦК КПСС его опять сняли со всех должностей, причем с теми же формулировками!
О периоде второй опалы маршала Жукова я рассказывал в статьях: "Портрет как вещественное доказательство обвинения".
и "Подельники".
И снова, как и в 1946 году ему припомнили Сталинград.
Вот цитата из выступления маршала Еременко, который командовал Сталинградским Фронтом в 1942 году.
Товарищи, в Сталинградской битве наша партия отстояла великие завоевания Октября. Сталинград — это лучшее творение нашей партии, а Жуков и Василевский присвоили себе эту победу. Вы знаете, в прошлом году, отвечая корреспонденту или представителю американских кругов Жуков заявил, что под Сталинградом руководил «я», а когда «я» убыл — Василевский. Это заявление печаталось в наших газетах.
Это удивительно, но Василевскому на этом злополучном пленуме тоже досталось по первое число. Его, как и Жукова, сняли с должности и отправили на пенсию.
В итоге, учебники по истории опять пришлось переписывать, а фильмы переснимать.
Однако время идет и при Брежневе Василевского с Жуковым вновь выпускают в публичное пространство. А Хрущева, как вы догадываетесь, из истории вычеркнули.
В 1967 году Волгоградская телевизионная студия сняла полнометражный документальный фильм "Страницы Сталинградской битвы", где вновь главным героем стал Жуков.
Именно в этом фильме Василевский дал сенсационное по тем временам интервью, которое, по сути, перечеркнуло всю прошлую двадцатипятилетнюю историю Сталинградской Битвы.
Василевский признался, что план "Уран" де факто не достиг изначально поставленной цели и в конце ноября 1942 года Генеральному Штабу пришлось разрабатывать новый план по выходу из кризиса.
Провал Урана был объяснен недооценкой противника - планировали окружить 100 000 - а окружили 330 000. Собственно, с 1967 года и до сей поры - это и есть официальная версия тех событий.
Вот только - надолго ли??
Существует и еще одна историческая правда о Сталинградской Битве. Она изложена в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Но об этом в одной из следующих статей. Не пропустите. Будет интересно.
Не забудьте кликнуть на иконку с оттопыренным вверх большим пальцем и подписаться на канал. Тогда увлекательное разноплановое «чтиво» будет Вам доступно всегда.
Перейти в архив статей канала.