Найти в Дзене
Ксеня

Память поколений

Когда-то давно в доме моей бабушки стояло ТРЮМО. Да, именно с Большой буквы. Из массива какого-то светлого дерева. Трельяж. Створки зеркал тяжело открывались, и было запрещено играть с ними (все знаете, как : создавать бесконечные коридоры, меняя ракурс зеркал). Сами тумбы запирались. Сверху на накрахмаленной кружевной салфетке стояла вазочка - пепельница, а в ней была сложена всякая ерунда. Старые ключи, папин институтский значок "на винте", какие-то железки, стекляшки, пробочки, часы без ремешка, булавки... И не было для меня занятия интересней, чем перебирать все эти сокровища, смотреть в окно и мечтать...

В памяти все остается, все эти кусочки ... чашка, которую "нельзя трогать, это бабушкина!" - зеленая, с ярким синим васильком на боку, удивительной формы и с забавным гербом на донышке. Блестящие никелированные шарики на спинке кровати дедушки - они откручивались и терялись, а дедушка никогда не ругался, он вообще никогда ни за что меня не ругал, любил очень, и очень рано ушел, мой дедушка. Гобелен на стене..подушки стопочкой под кружевной накидкой..

-2

Почему не помнится все то, что было у мамы? 70-е и 80-е годы. Какие-то чеканки на стенах. Модные бамбуковые занавески. Прямые растопыренные ножки кресел. Книжные полки на стене. Чашки. Все пусто, все - мимо. Все обыкновенное, не оставило в душе следа.

А бабушкино - помнится.

Кресло на гнутых резных ножках. Старое, рассохшееся, оно стояло у стены - иначе спинка кресла отваливалась. Диван с высокой спинкой-полкой. Слоников на полке не было - бабушка не выносила мещанства. Зато в ее комнате стоял ореховый комод, а на нем, на резных "лапах" крутилось зеркало, а перед зеркалом стояла шкатулка, вся из ракушек, а в шкатулке - нитки, иголки, булавки, сантиметр и наперстки. Там же, рядом, огромная ракушка, размером с мою голову - только почему-то моря я в ней не слышала. Коробочка с пудрой, с пуховкой, пудра была белая-белая, пахла так приторно...все время хотелось засунуть в пуховку свой нос. Духи "Красная Москва". Бабушка всегда пахла ими. Оттоманка, набитая конским волосом. Вытертая до дыр, с покосившимися ножками.... Можно было выдергивать волосинки из матраца и удивляться тому, какие они толстые и черные. Конский волос! Это все равно что китовый ус - что-то такое.. волшебное. Старое. Из книг.
И не было богатств, наследств. Только книги, вот этот гобелен, пара предметов мебели да кузнецовский и гарднеровский фарфор, который не ценили,а пустили в дело на каждый день - тарелки с голубой каемочкой с нежными цветами.. боже мой, в тверском музее я видела эти же тарелки - а мы с них всегда ели, и они все были в маленьких трещинках... А может, так и надо, а? Не за стекло, не в "горку", а каждый день - с коллекционного фарфора, да серебряной ложкой, и мама моя: - "давайте ложки уберем? серебро же!" -- "пусть ребенок ест с хорошей ложки. это полезно".

Фарфор Кузнецов. Антиквариат.
Фарфор Кузнецов. Антиквариат.


Пока я помню, пока я хочу - сделать что-то похожее. Что-то, пусть не коллекционное, но красивое, или просто милое. И Дом, где всем было бы хорошо - и друзьям, и детям. И чтобы внуки возились в такой же вазочке- пепельнице, перебирали мелочевку, и мечтали... когда-нибудь...

Ничего не пропало. Оно все - с нами, все с нами, пока мы помним.

Спасибо, что читаете!