Каждый раз, когда мы заходим в супермаркет, на нас начинают испытывать результаты десятилетий психологических исследований потребительского поведения. Вы знаете, какие именно трюки при этом используются? И что вы можете сделать, чтобы избежать их ловушек, предназначенных для того, чтобы вы потратили больше?
Мало кто заходит в супермаркет и уходит только с тем, за чем он пришёл. Постоянно покупается что-то незапланированное: пачка чая по акции или шоколадка - всё то, чего не было в первоначальном плане покупок.
И мы всегда тратим больше, чем планировали. Но это не совсем наша вина.
Супермаркеты давно работают с психологией людей, у них есть множество трюков, у которых одна простая цель: заставить вас тратить больше.
Поэтому, если мы хотим защитить свой бюджет, нужно понимать, какие трюки используют супермаркеты.
Трюк №1. Яркие цвета и запах свежих фруктов при входе в магазин
Когда вы входите в супермаркет, вы сразу же подвергаетесь сильной сенсорной атаке.
Знаете почему недалеко от входа очень часто продаются фрукты?
Яркие цвета и ароматы свежих фруктов предназначены для того, чтобы поднять настроение для предстоящих покупок. Почему? Потому что наука говорит нам, что когда ты чувствуешь себя хорошо, ты тратишь больше.
Психологи называют этот эффект «неявным праймингом»: когда один стимул влияет на последующую реакцию на другой стимул. И супермаркеты работают над усилением этого эффекта на протяжении десятилетий: выкладывают овощи и фрукты определенным образом, распыляют вокруг водяной пар, чтобы создать у покупателей впечатление, что эти овощи и фрукты только что были собраны.
А вот для самих покупателей это не имеет никакого практического смысла. Потому что, если вы их купите сразу при входе, то эти красивые овощи и фрукты окажутся на дне тележки. И пока вы будете ходить по магазину, они помнутся и потеряют внешний вид .
Трюк №2. Нужные товары всегда находятся на большом расстоянии друг от друга
После того, как вы купили необходимые фрукты и овощи, плюс кучу лишнего, но красивого, вы отправляетесь дальше за покупками.
Что у вас в списке из основного? Наверняка, это мясо и молоко.
Но молочная секция находится на другой стороне магазина. И вам придется пройти мимо всех рядов, чтобы добраться до того, который вам действительно нужен. И вы сразу для себя определяете, что по пути за молоком осмотрите все ряды, встречающиеся по пути. Просто для того чтобы потом не возвращаться назад, если пропустите что-то нужное.
Именно ради этого вас заставляют совершить эту прогулку по всему супермаркету. Разнесение предметов первой необходимости по разным углам означает, что если вы пришли за фруктами, хлебом и молоком, вам нужно будет пройтись по всей длине супермаркета, чтобы найти их. И пока вы это делаете, вы, скорее всего, по пути нахватаете кучу всего лишнего.
Все это предназначено для того, чтобы вы максимально увеличили свое время в супермаркете. Научные исследования показали, что принятие нами решений становится более импульсивным и эмоциональным через определенный период времени в супермаркете. Таким образом, чем дольше мы находимся в супермаркете тем больше шанс совершить необдуманную покупку.
Просто потому что через некоторое время шоппинга наш мозг устает и отключается, перестав формировать рациональные мысли.
Трюк №3. Дорогие бренды размещаются на «уровне захвата»
Итак, вы зашли в кофейный отдел. В вашем списке есть обычный недорогой кофе, который вы обычно пьёте. Но вдруг, более дорогой кофе попадается вам на глаза. Обычно вы его не покупаете, но тут он даже с небольшой скидкой, поэтому вы берете две упаковки и кладете их в тележку.
Нет ничего плохого в том, что вы выбрали другую марку кофе. Вы можете себе позволить иногда купить что-нибудь подороже и повкуснее.
Но очень интересно, почему вы его взяли. Этот кофе был оптимально расположен на определенном уровне, на определенной полке, именно поэтому вы обратили на него внимание. Более дорогой бренд кофе заплатил хорошие деньги за хорошее место на полке для размещения своей продукции именно по этой причине.
Опять же, это все основано на исследованиях потребительского поведения.
Человеческое зрение устроено так, что максимальное внимание привлекается к товарам, расположенным ниже уровня глаз, где-то между талией и уровнем груди. Это так называемый «уровень захвата». Мы готовы покупать более дорогие товары, если они расположены на «уровне захвата», несмотря на наличие более дешевых альтернатив выше или ниже на полках.
Трюк №4. Реклама и акции на концах рядов
Когда идете через магазин, вы постоянно натыкаетесь на рекламные акции в конце каждого ряда. Ваш мозг устал, а шоколад и чипсы, расположенные между рядами кажутся «хорошими». Вы не думая кладёте их себе в тележку и идете дальше.
Эти шоколадки и чипсы находятся в чрезвычайно прибыльном пространстве в вашем супермаркете. Концы рядов - это те пространства, которые приносят более высокие доходы.
И это идеальное место для воздействия рекламой на уставших от покупок потребителей. На самом деле, даже не обязательно в концах рядов размещать товары по различным акциям - и без этого их купят. Просто наличие ярких объявлений о акциях и скидках серьезно увеличивают продажи с этих позиций.
Трюк №5. Область для спонтанных покупок на кассе
Когда вы терпеливо стоите в очереди, чтобы выложить свои покупки на ленту, ваш глаз привлекает шоколад и сладости на полках, расположенных на расстоянии вытянутой руки. Вы абсолютно не задумываясь берете несколько пачек сладостей или жвачки, пока ждете.
Линия касс - это золотая зона, где наша склонность к спонтанным покупкам самая высокая в супермаркете. К тому моменту, пока мы добрались до касс, наш мозг истощен, и наша способность принимать рациональные решения о расходах значительно снижается. В супермаркетах знают об этом и стараются получить с этого максимальную прибыть.
Трюк №6. Большие тележки, большие расходы
Вы заполнили свою тележку для покупок до краев. И когда толкаете её в сторону машины, видите множество пустых тележек, которые разбирают люди. И среди этих тележек есть тележки, которые имеют меньший размер, чем ваша. "Неужели можно купить всё, имея такую маленькую тележку" - думаете вы. У все в большую-то еле всё поместилось.
Конечно, большая тележка для покупок также побуждает нас покупать больше. Это основано на психологии.
Вместо заключения
Теперь вы знакомы о некоторых психологических трюках, которые вас ждут.
Перед тем, как отправиться в магазин, приготовьте список необходимых вам вещей и обязательно перекусите. Когда вы берете тележку для покупок, выбирайте тележку поменьше - средней тележки будет достаточно, чтобы в нее поместилось все, что есть в вашем списке.
Вы заходите в супермаркет и проходите мимо свежих фруктов и овощей - их надо купить в конце, чтобы они не помялись.
По мере того, как вы бродите по рядам супермаркета, вы видите уровни захвата, но теперь вы придерживаетесь своего списка и смотрите вверх и вниз, противодействуя своей естественной склонности делать покупки на уровне захвата.
Весь процесс совершения покупок занимает у вас меньше в 20 минутах, и поэтому все покупки осуществляются рационально, ваш мозг не успевает устать.
В итоге вы экономите не только свои деньги, но и свое время и силы.
Удачи!