Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Антикитайские настроения в Европе. Что стоит за цифрами?

Опросы Pew Research Center показывают, что большая часть населения Европы придерживается «неблагоприятных» взглядов на Китай, в то время как доверие к США растет.

По общему мнению, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время своего пребывания на посту мэра Лондона был заядлым синофилом. Первоначально эти теплые чувства продолжались и до его переезда на Даунинг-стрит, где в январе 2020-го года он был снят с изображением глаз танцующих драконов в ритуале китайского Нового года, в котором присутствовал посол Пекина в Великобритании. Но к апрелю прошлого года, после того как пандемия начала свое смертоносное глобальное распространение, министр иностранных дел Доминик Рааб задал новый тон, заявив, что отношения с Китаем не могут «вернуться в нормальное русло». Позже в том же году решение Джонсона заблокировать участие китайского технологического гиганта Huawei в сети 5G страны укрепило эту тенденцию, изменив ранее существовавшие сердечные и конструктивные связи.

Британское общественное мнение изменилось вместе с правительством Джонсона. Если в 2019-м году только 55% британцев относились к Китаю негативно, к 2020-му году этот показатель вырос до 74%, что сделало британцев более враждебными по отношению к Китаю, чем даже американцы в том году, согласно опросам Pew Research Center. 2020-й год широко упоминается в сообщениях СМИ как год, когда «Китай потерял Европу», но теперь вопрос заключается в том, улучшаются ли настроения европейцев в отношении Китая.

Согласно последнему опросу Pew Research Center, посвященному оценке международных взглядов на Китай, опубликованному 30 июня, процент европейцев, которые отрицательно относятся к Китаю, несколько снизился в 2021-м году по сравнению с 2020-м годом. Во Франции 70% респондентов отрицательно относились к Китаю в 2020-м году. В этом году этот процент немного снизился до 66%. В Испании он снизился с 63% в прошлом году до 57%. В Великобритании этот показатель снизился с 74% до 63%. Удивительно, учитывая, что до 2020-го года немцы, как правило, имели менее негативное отношение к Китаю, чем другие европейцы, из-за тесных коммерческих связей двух сторон, они были единственной национальной когортой, где неблагоприятные взгляды оставались неизменными на уровне 71% как в 2020-м, так и в 2021-м году.

Из девяти опрошенных европейских стран семь имели наиболее негативное отношение к Китаю в 2020-м году. Ричард Турчаньи, программный директор Центральноевропейского института азиатских исследований Чешского университета Палацкого, сказал, что к результатам опроса Pew Research следует относиться с недоверием, поскольку респондентам был задан очень широкий вопрос. Но, по его словам, «прошлый год был особенным, потому что Китай оказался в центре внимания из-за Covid-19».

Аналитики в Европе сейчас обсуждают, ухудшилось ли общественное мнение в Европе по поводу Китая так же сильно, как в прошлом году, исключительно из-за неправильного обращения Пекина с пандемией Covid-19 и так называемой риторики китайских дипломатов о «воине-волке», которая временами открыто высмеивала высокий уровень смертности от этой болезни на континенте. Около 52% французских респондентов заявили, что их мнение о Китае ухудшилось в 2020-м году, для которых Covid-19, безусловно, является самой распространенной темой, связанной с Китаем среди французской общественности, согласно отчету проекта Sinophone Borderlands Университета Палацки.

Но другие аналитики задаются вопросом, был ли вместо этого антикитайский поворот Европы мотивирован более глубокими проблемами, такими как недавнее повышенное внимание к ситуации с правами человека в Синьцзяне, где этнические уйгуры содержатся в так называемых «профессиональных лагерях», и его репрессии против Гонконга. Аналитики считают, что эти проблемы, а также более агрессивная позиция Китая в отношении Тайваня не были предметом обсуждения в европейской общественной сфере до 2020-го года.

Лайонел Барбер, бывший редактор Financial Times, писал в ноябре прошлого года, что 2020-й год стал годом, когда «Европа осознает проблему Китая». Это пробуждение было поддержано в марте, когда Пекин наложил санкции на нескольких европейских политиков и аналитических центров в ответ на санкции ЕС в отношении горстки китайских чиновников, непосредственно причастных к нарушениям прав в Синьцзяне. 8 июля Европейский парламент принял новую резолюцию по вопросам прав человека в Гонконге, в которой содержится призыв к странам ЕС в знак протеста отклонить приглашения на участие в зимних Олимпийских играх 2022-го года в Пекине. Не имеющая обязательной силы резолюция была принята через несколько дней после того, как Китай, Франция и Германия провели виртуальный саммит, на котором три стороны договорились о расширении сотрудничества.

Китайская государственная газета Global Times ответила, что некоторые политики Европейского парламента «пытаются помешать восстановлению отношений между Китаем и Европой» и используют жалобы на «нарушения прав человека» в качестве «предлога для начала нового раунда провокаций». Обычно в статье резолюция изображалась как попытка вмешательства во внутренние дела Китая.

Восприятие Китая Европой формируется сообщениями СМИ. Опрос, проведенный членскими союзами Международной федерации журналистов в конце 2020-го года, показал, что в прошлом году средства массовой информации по всему миру увеличили освещение вопросов, связанных с Китаем. Тем не менее, он также обнаружил, что сообщения европейских СМИ о Китае были более позитивными в 2020-м году, что, возможно, было искажено из-за включения стран континента, не входящих в ЕС, которые, как правило, более про-китайские.

Исследование, опубликованное в декабре учеными Сяолином Чжаном и Гаретом Шоу, показало, что только 14% сообщений британских СМИ о роли Китая в пандемии Covid-19 в первые шесть месяцев 2020-го года были «положительными», а 42% – «отрицательными». Более того, с начала 2020-го года газеты, контролируемые Коммунистической партией Китая, все чаще высмеивают изображение Китая в европейских СМИ, что свидетельствует о том, что Пекин пытается противостоять негативной рекламе, которую он получает в европейских СМИ. Например, мартовская статья Chinese People's Daily под заголовком «Ни слова правды в антикитайских сообщениях западных СМИ о Синьцзяне». Тем не менее, апрельское исследование по Китаю, проведенное Европейской сетью аналитических центров, показало, что мягкая сила Китая в Европе «переживает тяжелые времена

«Я согласен с тем, что, хотя Covid был основной причиной исторически неблагоприятного отношения к Китаю в Европе в прошлом году, несколько ослабевший имидж Китая среди населения мог способствовать небольшому улучшению имиджа Китая», – сказал Турчаньи, – «Однако, опросы Pew Research Center показывают лишь незначительное изменение общественного мнения в период между 2020 и 2021 годами, в то время как значительные улучшения во взглядах на Китай в Европе маловероятны в будущем. По-прежнему существует множество сильных факторов, которые будут удерживать Китай на низком уровне в общественном мнении – особенно негативное восприятие внешней политики Китая, прав человека, воздействия на окружающую среду, экономической практики – и других, включая Covid».

Ноа Баркин, эксперт по Китаю в Берлине из Rhodium Group, разделяет эту оценку. «Я бы не стал придавать слишком много значения улучшению настроений по отношению к Китаю в некоторых европейских странах», – сказал он, – «Динамика ухудшения имиджа Китая все еще сохраняется, если вы посмотрите на Синьцзян, Гонконг, Тайвань и санкции, введенные Пекином против европейских законодателей». Более того, утверждал Баркин, имидж Китая может ухудшиться в течение 2021-го года, поскольку ЕС и США, вероятно, будут более тесно сотрудничать по предполагаемым «вызовам», которые им представляет Китай.

С другой стороны, европейские взгляды на Соединенные Штаты заметно улучшились с переходом в январе от Дональда Трампа к Джо Байдену. Другой недавний отчет исследовательского центра Pew Research Center показал, что из девяти опрошенных европейских стран 62% положительно относятся к США, по сравнению с 28% для Китая. Например, только 16% немцев полагают, что президенту Китая Си Цзиньпину можно доверять в том, что он поступает правильно в мировых делах, по сравнению с 78%, которые доверяют президенту США Джо Байдену

Более того, ЕС намерен ввести ряд новых правил, направленных в основном на Китай, от законодательства о комплексной проверке цепочки поставок до инструмента противодействия принуждению, который может спровоцировать резкую реакцию Пекина. В то же время Пекин может вскоре потерять некоторых ключевых союзников в Европе. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан неоднократно налагал вето на ЕС за публикацию резких заявлений против Китая, настолько, что министр иностранных дел Германии Хайко Маас в прошлом месяце публично поддержал структурные изменения в том, как принимаются внешнеполитические решения ЕС.

Си Цзиньпин похвалил Орбана за «защиту общих китайско-европейских отношений» в апреле. Но авторитарный лидер Венгрии может потерпеть поражение на всеобщих выборах в следующем году, поскольку оппозиционные партии объединятся вокруг мэра Будапешта Гергели Карачони, известного своей антипекинской позицией. Что еще более важно, канцлер Германии Ангела Меркель уйдет в отставку после 15 лет пребывания у власти в сентябре в преддверии федеральных выборов. Хотя ее предполагаемый преемник, вероятно, продолжит мягкий подход Меркель к Китаю, растущая когорта немецких политиков требует более жесткой линии.

Аналитики говорят, что, возможно, именно раннее непрозрачное отношение Китая к пандемии Covid-19, а затем его враждебная дипломатия после этого положили начало повороту Европы к усилению антикитайских настроений, которые с тех пор вызвали ряд других жалоб. Аналитики говорят, что такие проблемы, как нарушения прав человека в Китае и геополитические амбиции, все чаще становятся частью европейского общественного сознания, а не только темами, которые обсуждаются учеными на элитных конференциях. «На данный момент трудно представить себе значимое улучшение настроений по отношению к Китаю в Европе. Риски по-прежнему указывают на обратную сторону», – сказал Баркин.

HUTT