Решила написать об этом храме потому, что “надежда умирает последней”. Вдруг да поможет чем-то да поможет статья.
В 120 километрах от Рязани в селе Покрово-Гагарино на берегу реки Мокрая Полотебня стоит храм удивительной красоты. На мемориальной доске читаем:
После поездки нашла книгу “Рязанские достопамятности”, в которой указано, что храм построен в 1776 году в стиле украинского барокко, имя архитектора неизвестно.
В самом храме висит картина, написанная в начале 1990-х годов, имя художника не сохранилось. По словам настоятеля храма отца Анатолия, была тогда написана она по рассказам старейших жителей села, которые его таким видели и помнили.
В начале 1990-х, когда в округе строился большой комбинат по переработке кварцевого песка, к храму было много внимания. И были попытки его уж если не реставрировать, то хотя бы спасти.
Что успели сделать: восстановить купола и барабаны. Перекрыть кровлю частично. И начали восстанавливать галерею. Видимо, пытались сделать пристройку.
Тогда же храм получил этот самый статус памятника федерального значения. Все работы контролирующие органы прекратили и запретили, так как не было у строителей специального допуска к реставрационной деятельности.
Вот так он стоит - полуразрушенный. Чтобы его ремонтировать, и тем более реставрировать, нужен проект. Его может сделать специализированная организация. Стоит это не один миллион рублей. Работы по ремонту и реставрации может осуществлять лишь та фирма, которая имеет лицензию на реставрационные работы. И это тоже огромные средства.
Почему храм получил статус памятника архитектуры. Мое маленькое исследование
Барокко в России было и нарышкинское, и галицинское, и елизаветинское. А есть еще украинское барокко. Возникло оно в архитектуре Левобережной Украины. И уже в 18 веке на юго-западе России, где когда то и было Дикое поле - пограничье с речью Посполитой, стали строить культовые сооружения в этом стиле.
Как все начиналось
В XVII в. в России строительством руководил Приказ каменных дел. После присоединения Украины к России, на Украину приезжают русские мастера, можно даже сказать, ведущие архитекторы страны. Например, И.-Г. Шедель - автор Меншиковского дворца в Петербурге. Русские зодчие, работавшие вместе с украинскими мастерами, не копировали на украинские храмы черты русской архитектуры, а применяли естественные элементы пластики и декора. В основном, строителями были украинские мастера, многие из которых потом работали в России. Поэтому в русской архитектуре проявлялись элементы украинской архитектуры. Вот такое взаимное дополнение. Например, Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
Очевидно, в 18 веке такой мастер оказался в большом торговом селе Покрово-Гагарино.
На Украине с стиле барокко наиболее распространенными были пятикамерные храмы, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам.
Пересмотрела все храмы в стиле украинского барокко. Нашла лишь один, больше всего похожий на храм в Покрово-Гагарино. Это собор Богородицы в Козельце (1752-1763, построенный по заказу графа Разумовского - фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Автор - выдающийся русский архитектор А.В.Квасова. В своем творчестве он продолжал традиции петровского барокко во время повсеместного расцвета архитектуры Растрелли, которая отличалась изяществом и огромным количеством декора. Зимний дворец тому доказательство!
Завершение глав храма типично для украинской архитектуры. Посмотрите на купола. Они как будто с подрезкой.
Высокая четырёхъярусная колокольня построена в форме барокко –с пучками колонн и раскрепованными карнизам - выступающими вперед участками стены. Это архитектурный прием барокко, который позволял избегать плоских фасадов. Под влиянием собора в Козельце такие колокольни строились и в других городах.
Вот только в этом рязанском храме не устояла она под натиском советской идеологии.
Теперь еще раз взглянем на мемориальную доску.
Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
Жаль, что государство оказалось тем самым "лицом", из-за которого и продолжает исчезать архитектурное чудо. В округе отремонтированы, а также построены и строятся новые храмы, так как есть люди и организации, жертвующие немалые средства.
А памятник истории и культуры 18 века в конечном итоге разрушится.