Найти в Дзене
Банки Сегодня

МВД запретило сотрудникам-мужчинам уходить в декретный отпуск. Четверо не согласились – и через 12 лет выиграли дело в ЕСПЧ

В 2019 году вступили в силу очередные поправки к закону «О службе в органах внутренних дел» – тогда сотрудникам полиции (мужчинам) фактически запретили уходить на больничный из-за болезни ребенка. Трудовой кодекс при этом гарантирует, что оба супруга имеют равные права уйти на больничный, если заболеет ребенок. Тогда даже в «официальном» профсоюзе сотрудников полиции заявили, что полицейские обязаны бороться с преступностью, а не сидеть с детьми. Однако на самом деле ущемление прав сотрудников МВД началось еще раньше. В 2009 году сотрудник ГАИ из Сыктывкара Александр Груба попросил у руководства право уйти в отпуск по уходу за ребенком. Закон, напомним, и здесь дает абсолютно одинаковое право у обоих родителей – семья сама решает, кто из супругов будет ухаживать за ребенком, пока ему не исполнилось 3 года (а при желании можно оформить отпуск даже для бабушек/дедушек). В данном случае семья так решила, потому что супруга силовика зарабатывала больше – и ей было невыгодно уходить в отпус

В 2019 году вступили в силу очередные поправки к закону «О службе в органах внутренних дел» – тогда сотрудникам полиции (мужчинам) фактически запретили уходить на больничный из-за болезни ребенка. Трудовой кодекс при этом гарантирует, что оба супруга имеют равные права уйти на больничный, если заболеет ребенок. Тогда даже в «официальном» профсоюзе сотрудников полиции заявили, что полицейские обязаны бороться с преступностью, а не сидеть с детьми.

Однако на самом деле ущемление прав сотрудников МВД началось еще раньше.

В 2009 году сотрудник ГАИ из Сыктывкара Александр Груба попросил у руководства право уйти в отпуск по уходу за ребенком. Закон, напомним, и здесь дает абсолютно одинаковое право у обоих родителей – семья сама решает, кто из супругов будет ухаживать за ребенком, пока ему не исполнилось 3 года (а при желании можно оформить отпуск даже для бабушек/дедушек). В данном случае семья так решила, потому что супруга силовика зарабатывала больше – и ей было невыгодно уходить в отпуск.

Полицейское начальство, однако, в этом отказало – заявив, что отпуск положен лишь в том случае, если дети «остались без материнской заботы». Александр обжаловал запрет в городском суде, но тоже получил отказ – причем судья прямо указал в решении, что полицейский сознательно выбрал работу, которая ограничивает некоторые его права, а неисполнение обязанностей влечет угрозу обществу. И еще – что мужчина-полицейский может уйти в отпуск по уходу за ребенком только в случае смерти матери ребенка, ее длительной болезни и в случае лишения ее родительских прав.

Через год с такими же отказами столкнулись еще трое сотрудников органов: сотрудник налоговой полиции из Свердловской области Олег Маринцев (который хотел уйти в отпуск перед увольнением по состоянию здоровья), аудитор ГУВД Санкт-Петербурга Александр Михайлов (его жене были противопоказаны нагрузки) и сотрудник налоговой полиции из Нижнего Новгорода Алексей Морозов (тоже из-за тяжелого состояния супруги).

Все эти случаи объединило одно: мужчины-полицейские получили отказ в праве уйти в отпуск с ребенком, обжаловали его в судах, а получив отказ – обратились в Европейский суд по правам человека.

ЕСПЧ объединил все четыре жалобы в одно производство и рассматривал его долгих 12 лет. Но в результате европейские судьи единогласно признали: руководство МВД нарушило как минимум две статьи Европейской конвенции по защите прав человека (запрет дискриминации и право на справедливый суд).

Судьи постановили: никакие гендерные стереотипы о том, что женщина должна заботиться о детях, а мужчины – зарабатывать, не могут служить основанием для различия в определении прав мужчин и женщин на отпуск по уходу за ребенком.

В результате все четверо уже бывших полицейских (всех в итоге уволили) получат от государства от 1 100 до 12 800 евро компенсации.

Супруга одного из полицейских уже сообщила, что семья рада тому, что дело решили в их пользу – им в свое время пришлось пережить сложные времена, ведь они жили на одну зарплату женщины, пока супруг сидел с ребенком. А представлявший интересы полицейского адвокат уже заявил, что дело может стать прецедентным и для российских судов – они могут, наконец, начать выносить решения в пользу сотрудников силовых органов.

Декрет
5219 интересуются