Романтическая комедия - жанр популярный, горячо любимый, но при этом до одури стереотипный и местами однообразный. Когда в сотый раз Он делает всё возможное, чтобы быть с Ней - ломает преграды, достает Луну с неба, спасает планету и т.д., становится невыносимо скучно и приторно. Поэтому когда кроме розовых соплей с сахаром авторы добавляют что-то ещё, то смотрится уже не так однотипно, и даже местами интересно. Когда привычные штампы по типу тех, что можно увидеть в каком-нибудь "Четыре свадьбы и одни похороны" (1994) (статью про картину можно прочесть здесь), интересно обыгрываются и даже местами высмеиваются, фильм уже можно считать любопытным и причислять к объектам для пристального исследования. Перед вами ТОП-5 ромкомов, которые либо ломают стереотипы, либо настолько яро им следуют, что попросту высмеивают.
"500 дней лета" (2009), реж. Марк Уэбб
Естественно, ни одна подобная подборка не может обойтись без этой уже во многом культовой картины. Но она здесь не потому, что так её принято постоянно упоминать, а потому, что заслуживает здесь быть. На первый взгляд обычная "история про парня и девушку" оборачивается психологическим обоснованием проблем в отношениях. Яркая художественная форма не только передает эмоции персонажей, но также стебется над штампами. Яркий пример - когда главный герой Том проводит ночь со своим объектом воздыхания, на следующее утро... он танцует как в каком-нибудь мюзикле. Этот и другие подобные клише используются лишь с одной целью - высмеять инфантилизм мужских персонажей фильмов данного жанра и показать их в не самом выгодном свете. Получилось великолепно.
"Лобстер" (2015), реж. Йоргос Лантимос
Я уже подробно останавливался на этом фильме, поэтому буду краток. Лантимос показал нам настолько безэмоциональную реплику чувств в отношениях, что местами это вызывает гомерический хохот. Главный герой Дэвид (Колин Фаррелл) пытается изобразить чувства, когда их нет, и всячески подавляет их, когда они есть. Метаемый из крайности в крайности, он - лишь ёмкий образ, вбирающий в себя все бичи современных отношений. И на первый взгляд фильм кажется вольной антиутопий, но когда начинаешь вдумываться в подтекст, понимаешь, что "Лобстер" это чистой воды мелодрама, которая соблюдает практически все устоявшиеся шаблоны. И смешно, и грустно становится одновременно - от глупости поведения героев и от поразительной идентичности происходящего с реальной жизни.
"Она" (2013), реж. Спайк Джонс
Конечно, история любви между интровертом и Искусственным интеллектом скорее больше подходит под описание фантастического фильма, однако их отношения тоже развиваются по неким стандартам. И любовь, и ревность, и попытки найти общий язык, и расставание - всё как положено. И вновь возникает сладко-горькое ощущение от происходящего, вновь авторы дергают за разные ниточки, которые заставляют зрителя испытывать смешанные эмоции, возникающие одновременно.
"Один день" (2011), реж. Лоне Шерфиг
Понимаю, что этот фильм сложно назвать "не совсем обычным", но так как это мой личный guilty pleasure, то и отношусь я к нему субъективно. Потому что лично мне трудно назвать романтическими отношениями то, что происходило между главными героями годами. Пока Эмма (Энн Хэтэуэй) долго и меланхолично выстраивала свою жизнь, Декстер (Джим Стёрджесс) методично сливал её в унитаз. Оба питали чувства друг к другу, но каждый из них жил в разных местах и строил свою личную жизнь, наполненную ошибками и неудачами. А когда они наконец-то, уже обретя несколько седых волос, всё-таки принимают свои чувства... Картина по законам античной драматургии заставляет ощутить в конце тот самый катарсис, после которого обычно задумываешься о собственной жизни и думаешь, как бы не наделать тех же ошибок. Но как бы не хотелось учиться на чужих ошибках, свои всё-таки ближе.
Влюбись в меня, если осмелишься (2003), реж. Ян Самюэль
Эксцентричный фильм, который возводит романтические отношения в какой-то абсолют. У неё немного схожий сюжет с картиной "Один день", где герои вынуждены жить каждый своей жизнью, но только здесь комедийная составляющая доводится до какой-то абсолютной крайности. Но глупость и абсурдность событий сначала заставляют смеяться до коликов, а затем начинают уже раздражать. Потому что кто-то взрослеет, а для кого-то жизнь так и остается игрой, где можно манипулировать чувствами неравнодушного к тебе человека. И несмотря на форму, внутри фильм всё тот же старый добрый ромком. Однако именно форма определяет финал ленты, который ничего, кроме недоумения, не вызывает.