C 1 января 2022 г. на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи (КЭП) для:
- Юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности)
- Индивидуальных предпринимателей;
- Нотариусов.
До 1 июля 2021 г. коммерческими удостоверяющими центрами (УЦ) необходимо переаккредитоваться, срок действия выпущенных ими КЭП заканчивается 1 января 2022 г.
Чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи с 1 июля получить КЭП можно будет в УЦ ФНС России.
Условия получения бесплатной КЭП:
- УЦ ФНС России бесплатно выдаёт квалифицированные сертификаты только для ЮЛ (как правило, гендиректору), ИП и нотариусов. Сертификаты выдаются на основании личного заявления, паспорта и СНИЛС с прохождением процедуры идентификации.
- КЭП физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах;
- КЭП записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А (Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и др.).
Приобрести носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах, но можно использовать уже имеющиеся носители (один носитель может использоваться для хранения до 32 экз. КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ).
С 1 июля 2021 г. лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и ИП смогут подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».