Борис Березовский был обнаружен мертвым 23 марта 2013 года на полу в запертой изнутри ванной комнате в доме, принадлежащем его бывшей жене Галине, в населённом пункте Аскот графства Беркшир в 40 км от Лондона.
Первым тело обнаружил личный телохранитель Березовского Ави Навама, в прошлом агент израильской разведки «Моссад», никаких следов увечий или борьбы он не заметил.
По сообщениям информагентств, смерть наступила в этот же день в 11 утра по местному времени.
Те, кто хорошо знал Б. Березовского, в его самоубийство не поверили. Бывший политик и олигарх всегда поражал всех окружающих своей энергией, плещущим через край жизнелюбием и фонтанирующим потоком необычных, порой парадоксальных идей.
Березовский мог убедить в своей правоте кого угодно: "Ты не понимаешь!.." (его любимое выражение), и дальше скороговоркой следовал целый поток аргументов способных сделать его союзником самого твердолобого оппонента.
Продолжение статей "Как поссорились Борис Абрамович и Владимир Владимирович".
Знаменитый французский писатель Ги де Мопассан любил говорить: "Жизнь человека напоминает восхождение на гору... Поднимаешься медленно, а спускаешься быстро."
Все это можно сказать и о Березовском. Поворотной точкой его "движения вниз" стала смерть в 2008 году его друга и давнего делового партнера Бадри Патаркацишвили.
С момента знакомства Березовский безоговорочно доверил Патакацишвили ведение всех своих финансовых дел. "Деньги - это к Бадри." - всегда говорил он, когда нужно было решить какой-то финансовый вопрос.
Только после смерти Патаркацишвили выяснилось, что тот переписал почти все финансовые активы Б. Березовского на себя. Вдова Бадри, Инна Гудавадзе, делиться с Березовским наследством, естественно, не пожелала...
Березовский в один день из "очень богатого человека" превратился в "просто богатого человека". Но не это потрясение сломило Березовского. Он никогда не был жадным и относился к деньгам философски...
Они для него были лишь средством для достижения своих целей.
Гораздо тяжелее он пережил исход его судебного спора с его партнером и совладельцем нефтяной компании "Сибнефть" Романом Абрамовичем.
Суть иска Б. Березовского к Р. Абрамовичу в Высокий суд Лондона (процесс длился с 2007 по 2012 год) заключалась в следующем:
В 2001 - 2004 годах Р. Абрамович якобы, оказывая на него давление через властные структуры РФ, вынудил Б. Березовского и Б. Патаркацишвили продать по заниженной цене, принадлежавшие им акции компаний "Сибнефть" и "Русал".
В случае продажи акций за 1,3 млрд долларов США (а не за 2,5 млрд долларов, как оценивали свои активы Березовский и Патаркацишвили) им якобы было обещано, что российские власти освободят из под ареста друга Березовского и бывшего заместителя директора "Аэрофлота" Николая Глушкова.
Кроме того, по утверждению Березовского из переведенной ему и Патаркацишвили за проданные акции суммы Р. Абрамович удержал 125 млн долларов США, ссылаясь на якобы существовавшую между ними договоренность пополам вложить 250 млн долларов в избирательную компания В. Путина в 2004 году.
Для того, чтобы понять, чем для Березовского был Высокий суд Лондона, нужно вернуться в 2003 год, когда бывший политик и олигарх принял окончательное решение не возвращаться в Россию.
Вначале он хотел поселиться в Париже, но потом знакомые посоветовали ему Лондон. Березовскому Великобритания и Лондон очень понравились. Он легко освоил английский язык и был даже отчасти принят в лондонское общество.
Высокий суд Лондона стал для Березовского неким воплощением всей западной демократии.
Здесь ссылаясь на политический характер, заведенных против него уголовных дел, он выиграл иск о своей экстрадиции в РФ и еще насколько судебных исков: к британскому журналу "EuroBusiness", к М. Фридману, к В. Анисимову и многие другие судебные дела.
Однако в самом крупном своем исковом деле, направленном им в лондонский суд, против Р. Абрамовича, Березовского постигла крупная неудача. И по мнению адвокатов и его друзей прежде всего потому, что он сам совершил ряд серьезных ошибок.
И первой и самой главной его ошибкой было его решение отказаться от услуг адвокатов и лично выступать на в судебных заседаниях без переводчика.
Конечно, Березовский к началу 2010-х уже неплохо говорил по-английски, но бытовой английский язык, конечно же, во многом отличается в части терминологии и фразеологии от языка, который используется в английском суде.
После того, как Березовский обратился к судье фразой: "Вы, как опытная женщина..." негативное отношение к нему и его претензиям со стороны суда стало нарастать...
Кроме того Березовский путался в показаниях, забывал то, что он говорил раньше (все-таки уже сказывался возраст) и противоречил самому себе. Адвокаты же Абрамовича, искусно выстаивая свои выступления, подкрепляли свои слова "железобетонными" бумагами.
Между тем Р. Абрамович и его новый деловой партнер Е. Швидлер были полностью уверены, что расплатились с Березовским сполна. Некие, якобы существовавшие между ними устные договоренности, судом, естественно, во внимание не принимались .
Б. Березовскому так и не удалось убедить лондонский суд в том, что за сделкой по продаже его акций Р. Абрамовичем, стоят властные структуры РФ, вынудившие опального олигарха продать свои активы по заведомо низкой цене в обмен на освобождении из под стражи друга Березовского, Николая Глушкова.
Также суд не поверил в историю о недоплаченных Березовскому 125 млн долларах, использованных на избирательную компанию В. Путина в 2004 году.
Наскоки Березовского на Абрамовича, кто-то из их общих знакомых сравнил с эдакой атакой "уланчика с пикой" на танк.
При этом Березовский в ходе многолетнего процесса потратил большие деньги на оплату услуг лучших английских адвокатов, с которыми в итоге так и не смог полностью расплатиться.
Постановлением суда Березовскому в иске было отказано. Но не это его добило...
Продолжение следует...