Пару дней назад я узнала, что в школах хотят ввести уроки финансовой грамотности для детей. Отличная идея, давно пора. Но прочитав подробнее, полезность этих уроков для меня стала сомнительной.
Привет! Меня зовут Даяна. В своем блоге я рассказываю про работу с текстами и как на этом зарабатывать, обсуждаю новый взгляд на жизнь без привычных условий и рамок, говорю о том, что меня волнует. Подписаться на канал можно ЗДЕСЬ.
И так. Чему же собираются учить школьников? Ссылка на статью тут.
- Совершать безопасные покупки в интернете;
- Рассчитывать цену товаров и услуг;
- Считать налоги;
- Школьникам расскажут о рисках, связанных с кредитами и микрозаймами;
- Расскажут, что никому не нужно сообщать ПИН-код банковской карты.
Но самое интересное на каких предметах предлагают учить школьников финансовой грамотности. Детей будут учить на:
- Математике;
- Географии;
- Окружающем мире;
- Обществознании.
Прочитав полный список навыков, которым должен овладеть школьник, чтобы считать себе экономически грамотным я была в замешательстве.
Вместо экономической грамотности, школьникам хотят рассказать про безопасную работу в интернете. Эта тема тоже очень важная, и сейчас по ней есть много статей и видео. Школьники их видят и читают. Мне кажется, что любой современный школьник лучше взрослого понимает, как работают современные технологии и как себя обезопасить. Поэтому большой вопрос чему его сможет научить 50 летняя учительница информатики.
При этом, те немногие экономические вещи, которые собираются ввести, уже были в школьной программе и до этого. Посчитать налог –это тема «проценты» из школьного курса математики за 6 класс. Про кредиты и платежи по ним задача вообще есть в ЕГЭ.
То есть по сути ничего нового школьникам не расскажут. Хотя рассказать есть что. Если бы я составляла программу, то включила бы туда:
- Информацию про ставки налогов. Сколько ставка НДФЛ, сколько процентов от зарплаты мы отдаем на пенсию, а сколько на медицину.
- Информацию про другие налоги: налог на транспорт, НДС, налог на недвижимость.
- Информацию о снижении НДФЛ. Нужно включить знания о том, как вернуть уплаченный НДФЛ. При каких условиях деньги можно вернуть.
- Школьнику полезно знать про разные льготы и выплаты от государства.
- Школьнику нужно знать про разные налоговые режимы, чтобы он мог выбрать для себя подходящий.
- В программу можно включить самый базовый закон экономики - закон спроса и предложения, чтобы школьник понимал, как формируются цены на рынке.
Вот это я считаю хорошей программой для школьника. И эту программу не получится пройти за 15 минут математики и еще 10 географии. Для такой программы нужно вводить отдельный предмет - экономику. И полноценно заниматься изучением предмета.
Если школьник уже сейчас будет знать, сколько он будет платить налогов, когда вырастит. Если он сможет посчитать посильный платеж по ипотеке с учетом ежемесячного дохода. Если он будет знать, как пользоваться льготами от государства. Только тогда его можно считать экономически грамотным.
Но это только мои мысли. А есть программа и планы. Но до сих пор непонятно, зачем рассказывать школьникам, что они знают и так? Может быть их стоит научить тому, что им действительно пригодится?