Найти тему
Кошка с книжкой

C Бродским одни неприятности

"С ним одни неприятности" - я думаю именно так думали те, кто высылал Бродского в 1972 году из страны. Вроде не бунтарь, к свержению чего либо не призывал, кроме дружбы с Ахматовой никаких серьезных нарушений за ним в общем-то не наблюдалось. Но вот ореол неприятностей... Видимо сам его образ жизни и слишком большая любовь к свободе все это не укладывалось в стандарты. И до сих пор Санкт-Петербург, "лидер по ремонту и покраске любых надписей в течение суток" не принимает даже память о Бродском.

Картины, мартины - все равно. Ибо не положено. Фото из открытых источников
Картины, мартины - все равно. Ибо не положено. Фото из открытых источников

Я ощутила его бунтарский дух даже на себе. Первый раз на моем творческом пути на Дзен моей статье присвоили статус "для взрослых".

Но вернемся к Иосифу. 1972 год, Бродскому предложили два прекрасных варианта - отправиться за государственный счет в заведение, где лечат душу, или отправиться на вольные хлеба куда-нибудь "где не здесь". Нужно сказать, что в то время стихи Бродского уже были популярны на Западе. Его печатали, знали и любили. Недолго думая, Иосиф выбрал второе. Визу ему оформили за 12 дней, чтобы вы понимали визы в СССР оформляли от 4 месяцев до года. Все были готовы избавиться от вольнодумца. На родине его держали любимая и сын, но к тому моменту они давно не жили вместе и причин воссоединиться у Марины с ним не было.

Собрав вещи, обняв в последний раз в жизни родителей Иосиф полетел в неизвестность.

Самолет в Вену к несуществующим родственникам

Многие ошибочно полагают, что раз Бродский жил и преподавал в США, то из страны советов он отправился прямиком в светлое американское будущее. Но это не так. Путь Бродского лежал в Вену по израильской визе. Таковы были правила игры. Бродский улетал из СССР под предлогом воссоединения с несуществующими родственниками.

В те годы основной поток советских эмигрантов направлялся в Израиль. В Соединённые Штаты тёк слабый ручеёк. О выборе страны можно было объявить, миновав границу, то есть в Вене. (Согласно правилам игры, из Союза разрешалось уезжать только на историческую родину для воссоединения с несуществующей семьёй).
Из воспоминаний Людмилы Штерн
Возможно, именно на таком самолете улетах Бродский. Фото из открытых источников
Возможно, именно на таком самолете улетах Бродский. Фото из открытых источников

Бродского уже ждали. Оставляя позади СССР, он не летел на пустое место. Это мы с Вами решив эмигрировать будем мечтать о любой работе, и не факт, что найдем ее сразу. Бродского знали, читали и любили. У самолета его встретил Карл Проффер, профессор Мичиганского университета и предложил преподавать. Бродский согласился. Так у него появилась новая родина и работа.

Не стоит думать, что эмиграция была безоблачной. Бродский оставил на родине все - любимую, сына, родителей, друзей. Это очень тяжело. Особенно когда ты не хочешь уезжать. А он не хотел, даже писал письмо Брежневу, с просьбой дать возможность остаться.

Удивительно, но молодой человек, которого на родине представляли как трутня с 8-ю классами образования, стал преподавателем в лучших университетах США и Великобритании (и не нужно мне сейчас писать, "что же у них там за образование". Отличное образование, поверьте). Он преподавал 8 лет русскую и мировую поэзию, теорию стиха, историю русской литературы. Нет, он не стоял перед группой спящих студентов со словами "Спишите даты рождения Пушкина с доски". Это были лекции о поэзии, о том, что сам Бродский любил больше всего на свете. Группа читала стихи, разбирала их, беседовала с Бродским. Обучение через общение.

Не здорово

Бродский болел. Его состояние стремительно ухудшалось. Первый инфаркт с ним случился еще на родине. В эмиграции последовали еще 3. Он перенес открытую операцию на сердце. Нуждался в уходе... Его родители множество раз подавали документы на визу (12 раз). Просили, стучали во все инстанции, умоляя дать возможность увидеться с сыном. Тщетно. Даже когда после операции ему нужен был уход. Мне, если честно, не понятна эта жестокость. Это право лишать престарелых родителей сына. Они больше никогда не увиделись. Его родители умерли в начале 80-х. Оба раза, в нашей почти перестроечной стране поэту не разрешили приехать на их похороны. Эта боль нашла отражение в стихах Бродского, тоска по родине, родным, невозможность встречи все это еще больше разрывало сердце поэта.

О нобелевской премии и последней любви Бродского расскажу в следующей статье.

Прочитать начало истории можно тут:

Иосиф Бродский - слава и ссылка. Биография поэта, часть первая