Тарифы Китая на импорт из Австралии имеют политическую окраску, а также вбивают клин между Вашингтоном и Канберрой. Китайские пошлины на австралийские товары сильно ударили по сельхозпроизводителям. Американские экспортеры становятся победителями в китайско-австралийской торговой войне, когда американские товары заполняют рыночные возможности, вызванные карательными тарифами Пекина на австралийские товары.
Статистические данные Министерства торговли Китая, Главного таможенного управления Китая и торговых ассоциаций Австралии показывают резкое падение стоимости австралийского экспорта в Китай за последние месяцы. Австралийские экспортеры оказались в ловушке более широкой геополитической вражды по всему, от предполагаемых рисков от покупки продукции китайской крмпании Huawei до пандемии и предполагаемого иностранного вмешательства в местную политику. Пекин особенно обиделся на призыв Австралии к независимому расследованию происхождения Covid-19.
В то же время доля американского экспорта, от вина, говядины, хлопка, древесины и угля, выросла с прошлого года, поскольку производители США заполняют пустоту, оставленную торговым спором между Китаем и Австралией. Пекин также пообещал покупать больше у США в рамках своей сделки на первом этапе по ослаблению торговой напряженности с Аменикой.
Виноделы в Австралии, которые конкурируют с американскими производителями во всем мире за долю на рынке, и особенно подвержены санкциям. В период с декабря 2020-го года по март этого года они экспортировали в Китай вин на ничтожные 12 миллионов австралийских долларов (9,1 миллиона долларов США), что составляет всего 4% от суммы, отгруженной за тот же период год назад. Китайские тарифы на австралийские вина, достигающие 218,4%, резко замедлили поставки на его обычный крупнейший зарубежный рынок, сообщает портал Wine Australia правительства Австралии. Раньше австралийские вина пользовались нулевой пошлиной в соответствии с пактом о свободной торговле между Пекином и Канберрой, ратифицированным в 2015-м году. Теперь Канберра добивается возмещения ущерба от Всемирной торговой организации, поскольку она оспаривает санкции Пекина в отношении своих вин и других экспортных товаров.
Между тем, австралийский ячмень и другие сельскохозяйственные продукты облагаются пошлинами до 80,5% после того, как в мае 2020-го года Пекин пришел к выводу, что ежегодный импорт Китая таких зерновых культур из Австралии на сумму 2 млрд австралийских долларов в качестве кормов для животных, основы производства пива и ингредиентов для напитков поставил китайских фермеров в затруднительное положение
Данные китайской таможни также показывают, что импорт мяса из Австралии упал на 8,5% за первые четыре месяца этого года, в то время как Синьхуа заявило, что Китай прекратил импорт живых лобстеров с октября в качестве меры предосторожности против «рисков безопасности пищевых продуктов».
Недавний скачок цен на железную руду, которая составляет основную часть экспорта Австралии в Китай, помог компенсировать спады по другим категориям и увеличил общую стоимость экспорта в Китай в мае на 55,4% до 13,6 млрд. долларов США. Американский ячмень стал новым фаворитом китайских пивоваров и производителей кормов после того, как в мае 2020-го года Пекин открыл двери для увеличения поставок сельскохозяйственной продукции из США. В марте Министерство сельского хозяйства США также приветствовало новый месячный максимум экспорта говядины в Китай, достигнув 14 552 тонны. .
Последний квартал 2020-го года был также периодом прорыва для американских экспортеров угля, когда китайским электростанциям было приказано бойкотировать добытый в Австралии уголь и использовать поставки других стран. Из-за нехватки электроэнергии в это время импорт в Китай американского коксующегося и энергетического угля вырос более чем в семь раз по сравнению с предыдущим кварталом. По данным агентства Синьхуа, со ссылкой на данные Китайской таможни, этот импульс сохранялся и в первом квартале этого года, при этом среднемесячный импорт колебался на уровне около 280 000 тонн.
В целом Китай импортировал из США товаров на сумму 73,59 миллиарда долларов США за первые пять месяцев 2021-го года, что на колоссальные 59,8% больше, чем за такой же период в прошлом году. Соответствующая сумма в Австралии составила 62,37 млрд. долларов США, что на 33,3% выше, согласно последним данным Главного таможенного управления.
Синьхуа и государственная телекомпания Центрального телевидения Китая в недавних статьях и программах о текущих событиях предложили Пекину использовать свою покупательную способность, чтобы вбить клин между Канберрой и Вашингтоном, поскольку австралийские предприятия и политики жалуются на то, что американские экспортеры используют их беды и подрывают свои рынки сбыта. Китай. «Конечно, многие больные австралийские производители и экспортеры чувствуют уверенность президента США Джо Байдена в том, что они не покинут Австралию, чтобы столкнуться с экономическим принуждением Китая, но, сами себе кажутся пустыми, когда в Китай поступает больше американских товаров, которые могут еще больше ослабить австралийские поставки», – говорится в недавнем передовице Синьхуа, – «Жалобы поступают от австралийцев, и в альянсе Канберры и Вашингтона могут быть трещины, когда правительство премьер-министра Австралии Скотта Моррисона столкнется с большим давлением и протестом со стороны экспортеров, которые хотят, чтобы он наладил отношения с Китаем. Помимо закупки большего количества товаров в США, как мы обещали в нашей торговой сделке, Китай также может размещать заказы у большего числа союзников Австралии, например, покупать вина из Франции и сельскохозяйственную продукцию из Новой Зеландии, чтобы показать, насколько хрупка идеологическая и геополитическая политика Канберры. Таким образом, единый фронт в противодействии Китаю противоречит экономическим и торговым интересам».
Государственное информационное агентство заявило, что австралийские предприятия будут продолжать ощущать на себе влияние политического противостояния Моррисона с Китаем. Пока Пекин и Канберра продолжают торговую дуэль, посол Пекина в Австралии Чэн Цзинье, как сообщается, поддерживает тесные контакты с лидерами австралийских штатов, которые получают значительную часть своих доходов от торговли с Китаем. Чен сказал представителям австралийского делового сообщества на мероприятии в прошлом месяце, что острые политические отношения не должны распространяться на взаимодополняющие бизнес и торговлю стран. Он сказал, что «мяч находится в суде Канберры», чтобы наладить отношения, сославшись на данные Министерства торговли Китая о том, что Австралия провела гораздо больше расследований в отношении торговых средств защиты и производственных травм против китайских экспортеров, чем Пекин за последние годы провел в отношении австралийских компаний.
Премьер штата Виктория Дэниел Эндрюс также недавно был процитирован агентством Синьхуа, сказав, что рабочие, торговцы и предприятия в его штате платят за попытку Канберры «играть в политику», поскольку медленный рост торговли сказывается на прибылях и средствах к существованию и подрывает восстановление экономики. «Это плохие новости для всех викторианцев, если только ваша единственная мотивация – политика, а не занятость, экспорт, богатство или процветание», – сказал Эндрюс.
FRANK CHEN