«Арчи 1941» - это комикс про войну для девочек, и именно этим он и хорош – в каждой детали эта книга показывает отношение девочек к войне и их представление о войне.
Война – это бессмысленное занятие, результат которого – смерть. У войны нет цели (например, защита Родины или борьба за национальные интересы), у войны нет побед, нет военного братства и воодушевляющего патриотизма. У войны есть только тоска по дому и страх.
Главный герой со своими друзьями заканчивает школу весной 1941, и никто из них по большому счёту не знает, чем себя занять. Вчерашние школьники болтаются по городу без дела, ходят в кино и на пляж. Отца Арчи это нервирует, он задаёт сыну вопросы о его дальнейших планах, но Арчи находится будто в прострации, не желая принимать решений по поводу колледжа или работы.
Война в Европе напоминает о себе короткими вставками новостей в кинотеатрах перед фильмами, но остаётся далеко, и не вызывает никаких эмоций. Всё это странное ничегонеделание продолжается до декабря (более полугода), когда случается Пёрл Харбор.
Арчи в итоге всё же идёт на войну, но зачем – непонятно, едва ли по собственной воле – он даже думает, что отец, заговаривающий об армии, желает его смерти. Арчи идёт на войну «от нечего делать» (главный герой после школы так и не поступает в колледж и не устраивается на работу) и стыда перед отцом, которому это тоже не нужно – тот предпочёл бы видеть сына студентом. На войне Арчи скучает по девушке, оставленной в родном городе, и.. боится. «Боится сражений, боится бомбёжек, но больше всего боится, что его не просит Бетти».
Конфликт на службе у Арчи случается точно таким, каким его может представлять себе девочка: один парень «задаёт взбучку» другому за то, что тот посмеялся над фотографией его девушки. Арчи вмешивается в конфликт с целью разнять дерущихся, но получает по лицу, что во-первых, заканчивается для него в госпитале (всего лишь после удара по лицу), а во-вторых, ударивший его парень виновато просит прощения и предлагает покровительство.
Есть и ещё два характерных эпизода: в одном из них дочь уходит от отца, который балует её деньгами, к матери, которая предлагает пойти на сестринские курсы (реверанс в пользу «сильных женщин», как их могут представлять себе обычные женщины Ривердейла), в другом - всеми любимый хозяин закусочной рассказывает о сыне, который желая бороться за правое дело, отправился на гражданскую войну в Испанию, но был застрелен через полчаса после высадки – ещё одно подтверждение бессмысленности войны.
Боевой путь Арчи, разумеется, также оказывается абсолютно бесславным. Он участвует в высадке на севере Африки (но вишисты сдаются без боя из-за отсутствия ресурсов) и в сражении в Кассеринском проходе, где Арчи после первого же выстрела противника получает контузию и статус пропавшего без вести.
Дома его невеста Бетти и мать не верят в его смерть, но Арчи всё же хоронят (видимо, с пустым гробом), после чего Бетти собирается уехать из города, но на вокзале наталкивается на выжившего чудесным образом (его спасли тунисские кочевники туареги) Арчи.
Комикс заканчивается поездкой Арчи и Бетти на красивой новой красной машине с открытым верхом – осуществлённая мечта семнадцатилетних девушек всего мира, от Ривердейла 1941 до Москвы 1986 (вспоминаем «Курьера» Карена Шахназарова).
«Арчи 1941» - это действительно интересный комикс, отражающий непопулярную в военных произведения искусства точку зрения.