Со всех сторон твердят, что дети отлично учатся во время игры. Ответственные родители перелопачивают кучу литературы в поисках интересных методик, покупают обучающие книги и пособия, отдают малышей на развивающие занятия. Одновременно с этим мир технологий предлагает гаджеты с образовательными играми и курсами. И хочется не упустить момент, дать ребёнку лучшее.
Но тут возникает несколько вопросов. Как это всё совместить и не переборщить? Как родителям не уйти на второй план: вдруг, дети начнут «залипать» в гаджетах? Как остаться вовлечёнными родителями, если сил на игры после работы уже нет? И главное: к какому будущему готовить детей?
Ищите ответы в нашей статье.
«Надо детей учить метанавыкам»
Для начала: чему и как учить сегодня детей? Мир меняется стремительно: ещё 10 лет назад смартфоны не были широко распространены, а 20 лет назад мало кто мог позволить себе компьютер. Что будет ещё через 10 лет, предугадать сложно. Не получается ли, что сегодня мы пытаемся готовить детей ко вчерашнему дню?
- Я новый термин для себя выделила: мир стал «нечеловекомерен», - размышляет профессор, доктор биологических наук, доктор филологических наук Татьяна Черниговская. - Устройства, которые, как говорят, чуть ли не миром уже управляют, действуют со скоростями, в которых люди не живут — это наноскорости. Размеры, в которых происходит высокого ранга цивилизация — это размеры, в которых люди не живут. Это наноразмеры. Мы попали в мир, с которым не знаем, что делать.
Поэтому роль образования чрезвычайна. Я понимаю, как банально это звучит, потому что об этом говорят все всё время. Но мы должны что-то такое придумать с образованием, что будет отличаться от того, чем мы занимались до этого. Возможно, надо детей учить метанавыкам: как учиться, как держать внимание, как держать память, как справляться с информационными потоками, как не тронуться умом от всего этого.
Зачем школьникам клонировать динозавров?
О том, как сделать обучение наиболее эффективным, задумываются во всём мире. И пробуют разные формы подачи знаний. Например, в Нью-Йорке есть школа Quest to Learn, полностью построенная по игровой методике. В её создании принимали участие как учителя, так и гейм-дизайнеры. И вот что они придумали.
Шестиклассники, например, играют роль дизайнеров, учёных, врачей и сыщиков, исследуя клеточную биологию и человеческое тело. Девятиклассники используют совместную ролевую игру, основанную на рассказе историй. А ещё они изучают генетику, биологию и экологию нестандартным способом: проводят год в качестве учёных-биотехнологов в вымышленной биотехнологической компании, клонируют динозавров и создают для них экосистемы. Найти компаньонов для совместных проектов помогает внутренняя корпоративная сеть, а свои знания ученик демонстрирует виртуальному персонажу, отвечая на его вопросы и восполняя пробелы в случае необходимости. В качестве оценок здесь действует система повышения в уровнях и зарабатывания титулов: если ученик не справился с чем-то, он может набрать новых задач и ещё раз попробовать заработать очки.
«Мы не просто заполняем листы по математике. Мы изучаем разные стратегии решения проблем и можем делать это по-своему», - отзывается ученица Сидней Райлла.
Несколько важных принципов, сформулированных в этой школе, могут пригодиться и родителям, интересующимся темой игрового обучения. Ведь их можно реализовать даже в рамках своей семьи:
- Постоянный вызов. «Необходимость знать» побуждает учащихся решать проблему, ресурсы которой оказались вне досягаемости.
- Обучение происходит в процессе игры, является активным и основанным на опыте. Дети учатся, предлагая, проверяя, играя и проверяя теории о мире.
- Неудача переосмысляется как «повторение». Существуют возможности для учащихся и учителей учиться через неудачи.
Школа с батиком, бассейном и йогой
Схожий пример есть и в России — школа «Апельсин», в которой существует закон: если пятеро учеников хотят изучать тот или иной (любой!) предмет, он появляется в расписании. Поэтому к привычным предметам добавляются игра на флейте, бассейн, йога, походы в музеи, занятия батиком и витражной живописью. «Творчество у нас не только подход, но и предмет», - объясняют педагоги.
И, кстати, гаджеты здесь — не табуированная тема. Наоборот, их используют на уроках. «Мир здорово рванул за последние 20 лет. Если ребёнок просит показать ему дикобраза на планшете, глупо идти в лес и ловить его, когда можно открыть картинку на планшете», - рассказывает Дима Зицер, директор «Апельсина».
Он убеждён, что если ученик играет в гаджет во время урока, то это вопрос не к ребёнку, а к уроку: «Это признание учителя в том, что смартфон может предложить ребёнку что-то более увлекательное, интересное, важное, актуальное, насущное, чем то, что предлагает педагог».
К слову, учёные Британского Национального фонда грамотности, проводившие масштабное исследование, выяснили три интересных позитивных момента о видеоиграх:
1. они побуждают детей читать — 79,4% геймеров раз в месяц читают материалы, относящиеся к их хобби,
2. они мотивируют анализировать информацию и писать — 62,5% опрошенных раз в месяц пишут сценарии, лайфхаки, блоги и отзывы,
3. они помогают общаться: 76,3% участников исследования обсуждают игры со своими друзьями, а многим это хобби помогло наладить коммуникацию как в интернете, так и в реальной жизни, и даже справиться со стрессом.
Учитесь вместе с ребёнком
Как же сделать, чтобы ребёнок интересовался чем-то, кроме компьютера и игр? Самим интересоваться всем подряд. В том числе и занятиями ваших детей.
Согласно исследованию Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, отношение родителей к играм напрямую влияет на показатели увлечённостью играми. У детей, родители которых хорошо относятся к играм и играют вместе с ребёнком, среднее время игры в сутки меньше, чем у детей, родители которых имеют резко негативное отношение. Так что виртуальные игры – это не только совместное времяпрепровождение, но возможность сократить экранное время без запретов и скандалов.
Известный психолог, автор книг, Юлия Гиппенрейтер также говорит о том, что поддержка родителями интересов детей благотворно влияет на их энтузиазм в получении новых знаний:
«Надо жить с ребёнком, увлекаться вместе с ним, рассматривать, узнавать интересные вещи. Но не заставлять! Иначе вы будете убивать у ребёнка интерес. Есть замечательное слово — спонтанная (то есть самопроизвольная) активность. У разных детей она разная. Кто-то с букашками возится, кто-то с листиками и цветочками. Вы можете использовать этих букашек, эти листики или железки — всё, что угодно, чтобы подхватить этот интерес и обогатить его.
Каждый раз, когда вы с ребёнком открываете страничку книги с интересным предметом: машинкой, букашкой или динозавром, — вы открываете это по-новому. Маленький читатель уже получил часть информации, он уже продвинулся на шаг вперед, и вы можете задавать ему всё новые вопросы, проявлять собственный интерес, находить ещё какие-нибудь картинки, фильмы или рассказы на эту тему».
Как дополненная реальность в книгах помогает детям учиться?
Почитать книгу, а потом посмотреть по этой же теме видео, подкрепить жизненным опытом — этот междисциплинарный подход отлично зарекомендовал себя в обучении. Но он очень ресурсозатратный. Зачастую у родителей просто нет времени, чтобы всё это подготовить. Что же делать? Искать варианты, которые будут интересны и детям, и взрослым. Например, всей семьёй читать книги с дополненной реальностью (с английского «Augmented Reality», сокращённо AR). Ещё их называют «книги с 4D».
По QR-коду, размещённому в книге, можно скачать приложение и загрузить нужное издание. Наводя камеру на страницы со специальным маркером, читатель «оживляет» героев на экране смартфона или планшета: видит анимированные 3D модели, слышит аудиорассказ, играет с персонажами, выполняет различные задания и получает дополнительную информацию.
- Наши книги совмещают в себе преимущества классической книги и достижения современных технологий, - объясняет Евгения Садовская, руководитель редакции издательства DEVAR, специализирующегося на книгах с AR. - Сочетая познавательную и развлекательную функции, можно вывести процесс обучения детей на новый уровень. Книги с AR задействуют все каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический, а обучение превращается в увлекательную игру. Только представьте! О космосе вам рассказывает персональный робот-помощник, диких животных вы изучаете, отправившись в экспедицию с двумя близняшками-исследователями, а о невероятных изобретениях или устройстве техники узнаёте от фиксиков! Оживающие герои растут вместе с ребёнком и помогают ему осваивать новые темы.
Книги издательства ориентированы на широкий круг читателей: от категории 0+ до… а ограничений по возрасту нет! За счёт интерактивной составляющей эти книги интересны и детям, и взрослым. Потому что здесь можно побывать внутри египетской пирамиды или поуправлять вертолётом, отправиться искать клад на затонувших кораблях или покататься на марсоходе, собирая образцы грунта, раскрасить и «оживить» любимых героев у себя дома или отправиться в прошлое к древним цивилизациям. Опыт удивительный, впечатляющий и объединяющий родителей и детей.
- Вот ребёнок читает о том, какие динозавры существовали и чем отличались друг от друга, а затем наводит камеру на страницу, и древний ящер оживает прямо в его комнате, - добавляет Евгения. - Динозавр ходит, рычит, его можно покормить. Аудиосопровождение позволяет узнать ещё больше интересных фактов, объёмных персонажей можно рассмотреть со всех сторон, а игры поддерживают эмоциональную вовлечённость ребёнка в образовательный процесс. И это лишь один пример, когда что-то, ранее недоступное ребёнку, становится гораздо ближе.
«Ожившие» в дополненной реальности герои детских книг DEVAR говорят на 25 языках, и их можно встретить в 40 странах мира. А, согласно международному рейтингу Jobs For the Future 2020, компания DEVAR вошла в ТОП-60 самых перспективных AR/VR компаний в мире по направлению иммерсивного образования.
- Задумываясь о концепте новой книги, мы учитываем возраст детей и рекомендации специалистов по детскому развитию, - делится Евгения. - Как лучше подать информацию? Какая игра поможет потренировать память и внимание? Чем сейчас живут дети и что их увлекает? Всё это важно учитывать, чтобы книга была не только интересной, но и расширяла кругозор. А ещё, благодаря приложению, у нас есть обезличенная статистика, которая позволяет понять, сколько времени тратится на ту или иную оживающую страницу. Так мы узнаём, что важно и интересно ребёнку, и учитываем это при создании новых книг.
В компании верят, что мир стоит на пороге новой эпохи — фиджитал («phygital»): в ней происходит объединение мира физических вещей и цифрового контента, благодаря чему люди получат новые возможности, а дети смогут учиться радостно и максимально эффективно.
Выдающийся педагог Антон Семёнович Макаренко отмечал пользу игры для обучения детей: «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества».
Едва родившись, ребёнок начинает учиться — это его естественное состояние. Ему интересны вещи, события, люди. Всё попробовать, узнать, проверить, испытать. Задача взрослых — не принуждать и контролировать, а создать такие условия, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно в изучении мира. И, конечно, изучать мир самим.
Благодарим за фото агентство Kids Modela Project.