Найти в Дзене
DEVAR

Как игра помогает детям учиться?

Оглавление

Со всех сторон твердят, что дети отлично учатся во время игры. Ответственные родители перелопачивают кучу литературы в поисках интересных методик, покупают обучающие книги и пособия, отдают малышей на развивающие занятия. Одновременно с этим мир технологий предлагает гаджеты с образовательными играми и курсами. И хочется не упустить момент, дать ребёнку лучшее.

Но тут возникает несколько вопросов. Как это всё совместить и не переборщить? Как родителям не уйти на второй план: вдруг, дети начнут «залипать» в гаджетах? Как остаться вовлечёнными родителями, если сил на игры после работы уже нет? И главное: к какому будущему готовить детей?

Ищите ответы в нашей статье.

-2

«Надо детей учить метанавыкам»

Для начала: чему и как учить сегодня детей? Мир меняется стремительно: ещё 10 лет назад смартфоны не были широко распространены, а 20 лет назад мало кто мог позволить себе компьютер. Что будет ещё через 10 лет, предугадать сложно. Не получается ли, что сегодня мы пытаемся готовить детей ко вчерашнему дню?

- Я новый термин для себя выделила: мир стал «нечеловекомерен», - размышляет профессор, доктор биологических наук, доктор филологических наук Татьяна Черниговская. - Устройства, которые, как говорят, чуть ли не миром уже управляют, действуют со скоростями, в которых люди не живут — это наноскорости. Размеры, в которых происходит высокого ранга цивилизация — это размеры, в которых люди не живут. Это наноразмеры. Мы попали в мир, с которым не знаем, что делать.

Поэтому роль образования чрезвычайна. Я понимаю, как банально это звучит, потому что об этом говорят все всё время. Но мы должны что-то такое придумать с образованием, что будет отличаться от того, чем мы занимались до этого. Возможно, надо детей учить метанавыкам: как учиться, как держать внимание, как держать память, как справляться с информационными потоками, как не тронуться умом от всего этого.

Зачем школьникам клонировать динозавров?

О том, как сделать обучение наиболее эффективным, задумываются во всём мире. И пробуют разные формы подачи знаний. Например, в Нью-Йорке есть школа Quest to Learn, полностью построенная по игровой методике. В её создании принимали участие как учителя, так и гейм-дизайнеры. И вот что они придумали.

Фото с сайта школы Quest to Learn
Фото с сайта школы Quest to Learn

Шестиклассники, например, играют роль дизайнеров, учёных, врачей и сыщиков, исследуя клеточную биологию и человеческое тело. Девятиклассники используют совместную ролевую игру, основанную на рассказе историй. А ещё они изучают генетику, биологию и экологию нестандартным способом: проводят год в качестве учёных-биотехнологов в вымышленной биотехнологической компании, клонируют динозавров и создают для них экосистемы. Найти компаньонов для совместных проектов помогает внутренняя корпоративная сеть, а свои знания ученик демонстрирует виртуальному персонажу, отвечая на его вопросы и восполняя пробелы в случае необходимости. В качестве оценок здесь действует система повышения в уровнях и зарабатывания титулов: если ученик не справился с чем-то, он может набрать новых задач и ещё раз попробовать заработать очки.

«Мы не просто заполняем листы по математике. Мы изучаем разные стратегии решения проблем и можем делать это по-своему», - отзывается ученица Сидней Райлла.

Фото с сайта школы Quest to Learn
Фото с сайта школы Quest to Learn

Несколько важных принципов, сформулированных в этой школе, могут пригодиться и родителям, интересующимся темой игрового обучения. Ведь их можно реализовать даже в рамках своей семьи:

- Постоянный вызов. «Необходимость знать» побуждает учащихся решать проблему, ресурсы которой оказались вне досягаемости.

- Обучение происходит в процессе игры, является активным и основанным на опыте. Дети учатся, предлагая, проверяя, играя и проверяя теории о мире.

- Неудача переосмысляется как «повторение». Существуют возможности для учащихся и учителей учиться через неудачи.

Школа с батиком, бассейном и йогой

Схожий пример есть и в России — школа «Апельсин», в которой существует закон: если пятеро учеников хотят изучать тот или иной (любой!) предмет, он появляется в расписании. Поэтому к привычным предметам добавляются игра на флейте, бассейн, йога, походы в музеи, занятия батиком и витражной живописью. «Творчество у нас не только подход, но и предмет», - объясняют педагоги.

Фото из официальной группы "Апельсина" на Фейсбуке
Фото из официальной группы "Апельсина" на Фейсбуке

И, кстати, гаджеты здесь — не табуированная тема. Наоборот, их используют на уроках. «Мир здорово рванул за последние 20 лет. Если ребёнок просит показать ему дикобраза на планшете, глупо идти в лес и ловить его, когда можно открыть картинку на планшете», - рассказывает Дима Зицер, директор «Апельсина».

Он убеждён, что если ученик играет в гаджет во время урока, то это вопрос не к ребёнку, а к уроку: «Это признание учителя в том, что смартфон может предложить ребёнку что-то более увлекательное, интересное, важное, актуальное, насущное, чем то, что предлагает педагог».

Фото из официальной группы "Апельсина" на Фейсбуке
Фото из официальной группы "Апельсина" на Фейсбуке

К слову, учёные Британского Национального фонда грамотности, проводившие масштабное исследование, выяснили три интересных позитивных момента о видеоиграх:

1. они побуждают детей читать — 79,4% геймеров раз в месяц читают материалы, относящиеся к их хобби,

2. они мотивируют анализировать информацию и писать — 62,5% опрошенных раз в месяц пишут сценарии, лайфхаки, блоги и отзывы,

3. они помогают общаться: 76,3% участников исследования обсуждают игры со своими друзьями, а многим это хобби помогло наладить коммуникацию как в интернете, так и в реальной жизни, и даже справиться со стрессом.

Учитесь вместе с ребёнком

Как же сделать, чтобы ребёнок интересовался чем-то, кроме компьютера и игр? Самим интересоваться всем подряд. В том числе и занятиями ваших детей.

-7

Согласно исследованию Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, отношение родителей к играм напрямую влияет на показатели увлечённостью играми. У детей, родители которых хорошо относятся к играм и играют вместе с ребёнком, среднее время игры в сутки меньше, чем у детей, родители которых имеют резко негативное отношение. Так что виртуальные игры – это не только совместное времяпрепровождение, но возможность сократить экранное время без запретов и скандалов.

Известный психолог, автор книг, Юлия Гиппенрейтер также говорит о том, что поддержка родителями интересов детей благотворно влияет на их энтузиазм в получении новых знаний:

«Надо жить с ребёнком, увлекаться вместе с ним, рассматривать, узнавать интересные вещи. Но не заставлять! Иначе вы будете убивать у ребёнка интерес. Есть замечательное слово — спонтанная (то есть самопроизвольная) активность. У разных детей она разная. Кто-то с букашками возится, кто-то с листиками и цветочками. Вы можете использовать этих букашек, эти листики или железки — всё, что угодно, чтобы подхватить этот интерес и обогатить его.

Каждый раз, когда вы с ребёнком открываете страничку книги с интересным предметом: машинкой, букашкой или динозавром, — вы открываете это по-новому. Маленький читатель уже получил часть информации, он уже продвинулся на шаг вперед, и вы можете задавать ему всё новые вопросы, проявлять собственный интерес, находить ещё какие-нибудь картинки, фильмы или рассказы на эту тему».

-8

Как дополненная реальность в книгах помогает детям учиться?

Почитать книгу, а потом посмотреть по этой же теме видео, подкрепить жизненным опытом — этот междисциплинарный подход отлично зарекомендовал себя в обучении. Но он очень ресурсозатратный. Зачастую у родителей просто нет времени, чтобы всё это подготовить. Что же делать? Искать варианты, которые будут интересны и детям, и взрослым. Например, всей семьёй читать книги с дополненной реальностью (с английского «Augmented Reality», сокращённо AR). Ещё их называют «книги с 4D».

-9

По QR-коду, размещённому в книге, можно скачать приложение и загрузить нужное издание. Наводя камеру на страницы со специальным маркером, читатель «оживляет» героев на экране смартфона или планшета: видит анимированные 3D модели, слышит аудиорассказ, играет с персонажами, выполняет различные задания и получает дополнительную информацию.

- Наши книги совмещают в себе преимущества классической книги и достижения современных технологий, - объясняет Евгения Садовская, руководитель редакции издательства DEVAR, специализирующегося на книгах с AR. - Сочетая познавательную и развлекательную функции, можно вывести процесс обучения детей на новый уровень. Книги с AR задействуют все каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический, а обучение превращается в увлекательную игру. Только представьте! О космосе вам рассказывает персональный робот-помощник, диких животных вы изучаете, отправившись в экспедицию с двумя близняшками-исследователями, а о невероятных изобретениях или устройстве техники узнаёте от фиксиков! Оживающие герои растут вместе с ребёнком и помогают ему осваивать новые темы.

Книги издательства ориентированы на широкий круг читателей: от категории 0+ до… а ограничений по возрасту нет! За счёт интерактивной составляющей эти книги интересны и детям, и взрослым. Потому что здесь можно побывать внутри египетской пирамиды или поуправлять вертолётом, отправиться искать клад на затонувших кораблях или покататься на марсоходе, собирая образцы грунта, раскрасить и «оживить» любимых героев у себя дома или отправиться в прошлое к древним цивилизациям. Опыт удивительный, впечатляющий и объединяющий родителей и детей.

- Вот ребёнок читает о том, какие динозавры существовали и чем отличались друг от друга, а затем наводит камеру на страницу, и древний ящер оживает прямо в его комнате, - добавляет Евгения. - Динозавр ходит, рычит, его можно покормить. Аудиосопровождение позволяет узнать ещё больше интересных фактов, объёмных персонажей можно рассмотреть со всех сторон, а игры поддерживают эмоциональную вовлечённость ребёнка в образовательный процесс. И это лишь один пример, когда что-то, ранее недоступное ребёнку, становится гораздо ближе.

-10

«Ожившие» в дополненной реальности герои детских книг DEVAR говорят на 25 языках, и их можно встретить в 40 странах мира. А, согласно международному рейтингу Jobs For the Future 2020, компания DEVAR вошла в ТОП-60 самых перспективных AR/VR компаний в мире по направлению иммерсивного образования.

- Задумываясь о концепте новой книги, мы учитываем возраст детей и рекомендации специалистов по детскому развитию, - делится Евгения. - Как лучше подать информацию? Какая игра поможет потренировать память и внимание? Чем сейчас живут дети и что их увлекает? Всё это важно учитывать, чтобы книга была не только интересной, но и расширяла кругозор. А ещё, благодаря приложению, у нас есть обезличенная статистика, которая позволяет понять, сколько времени тратится на ту или иную оживающую страницу. Так мы узнаём, что важно и интересно ребёнку, и учитываем это при создании новых книг.

-11

В компании верят, что мир стоит на пороге новой эпохи — фиджитал («phygital»): в ней происходит объединение мира физических вещей и цифрового контента, благодаря чему люди получат новые возможности, а дети смогут учиться радостно и максимально эффективно.

Выдающийся педагог Антон Семёнович Макаренко отмечал пользу игры для обучения детей: «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли… Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая радость качества».

Едва родившись, ребёнок начинает учиться это его естественное состояние. Ему интересны вещи, события, люди. Всё попробовать, узнать, проверить, испытать. Задача взрослых не принуждать и контролировать, а создать такие условия, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно в изучении мира. И, конечно, изучать мир самим.

Благодарим за фото агентство Kids Modela Project.