Найти в Дзене
ФедорЮрецкий

Как говорить публично

Оглавление

Это перевод статьи, оригинал можно прочитать здесь.

Публичное выступление может казаться суровым испытанием, но, как утверждали древние ораторы, это всего лишь навык, и его можно развить, как и любой другой.

https://psyche.co/guides/how-to-have-more-meaningful-conversations?utm_source=homepage-popular-carousel
https://psyche.co/guides/how-to-have-more-meaningful-conversations?utm_source=homepage-popular-carousel

Что нужно знать

Неважно, имеете ли вы дело с большой толпой, горсткой коллег за столом переговоров, рекрутером в Zoom или пытаетесь выдержать семейную ссору. Тревожность в речи - это наш общий опыт, который ощущается как предательство от самого себя. Вы хотите поделиться своими знаниями, убеждениями и чувствами, но в момент, когда вы решаете заговорить, слова... просто... не. Хотят. Выходить. Из. Вашего. Рта.

Вспомните о том, как мы описываем эту проблему: "Я стеснительный", "Я тревожный", "Я не знаю, как быть собой перед людьми". Мы часто ведем себя так, словно проблема связана с психологическими или эмоциональными проблемами внутри нас. После многих лет наблюдения за более общительными сверстниками легко стать негодующе-отчужденным. Эти негативные чувства могут усилить нашу первоначальную реакцию: "Внутри меня слишком много всего, чего я не могу выразить! Наверное, со мной что-то не так."

Такой вывод определенно сбил бы с толку древнегреческих педагогов и философов. В 4 веке до нашей эры они изобрели теорию языка, а затем преподавали ее практически каждому студенту на западе в течение 2000 лет и закончили лишь пару веков назад. Публичные выступления с их точки зрения - это такая же форма искусства как письмо, или, например, военное мастерство. И, как и любой форме искусства, ораторскому искусству можно научиться и оно никак не связано с внутренними проблемами характера или эмоционального склада. Для древних ораторов идея ожидать от обычного, необученного речам человека красноречивости - это все равно, что ожидать от неопытного подростка адекватных действий на поле боя. Их подход актуален и сегодня - нереалистично ожидать от себя компетентности или мастерства в том искусстве, которому вы никогда не учились.

Риторика - это более широкая дисциплина об убеждении в любых его формах. В ее рамках студенты древности тратили годы на приобретение стратегического понимания того, как обуздать логику, эмоции и слова с помощью самообладания. Умение хорошо говорить зависело от навыка анализировать все стороны спора и все возможные пути сближения с аудиторией, прежде чем высказать свое мнение. Подобно нашему подходу к чтению и письму сегодня, обучение речи являлось комплексным и критическим подходом к знаниям, с дополнительным акцентом на психологию и социальное взаимодействие.

Средний американец сегодня говорит около 16000 слов в день. Если рассмотреть роль речи в семейной жизни, социальных взаимодействиях и в работе, можно увидеть, что способность эффективно общаться - это самый важный навык, которым мы обладаем. Если мы говорим отталкивающе, неясно, трудно для понимания, то не важно, насколько умными, трудолюбивыми или хорошими мы можем быть: людям будет трудно понимать нас и работать с нами. Наша польза для других будет уменьшаться с каждым напряженным взаимодействием. С другой стороны, если мы говорим четко и складно, люди легко нас поймут. Они "проникнутся" нами. Мы им понравимся.

Недавно я работал с архитектором, которая жаловалась: "Я училась много лет и думала, что после окончания учебы я займусь дизайном. В реальности же примерно 90% моего рабочего времени уходит на объяснение идей, работу с презентациями и контроль обсуждений между командой и клиентами". Ее наблюдение справедливо почти для каждой продвинутой профессии. Каким бы блестящим и важным работником вы ни были, ваша социальная и командная ценность исходит из способности умело обрабатывать звонки, встречи Zoom, продажи и технические презентации, и от умения взаимодействовать с клиентами. Если это звучит неправдоподобно, подумайте, сколько высокопоставленных руководителей с плохими навыками публичных выступлений вы знаете?

Учитывая важность четкой и эффективной речи, логично предположить, что мы тратим много времени на обучение этому в школе. Тем не менее, для большинства из нас, по крайней мере на западе, образование состоит из 12-20 лет чтения, письма и решения математических проблем - на бумаге. С тех пор, как наше общество стало базироваться на знании и информации, риторика и обучение речи практически полностью выпали из поля зрения. Многие из нас оканчивают учебу будучи не готовыми к главной деятельности в нашей жизни, и речь остается самым важным предметом, о котором мы никогда не задумываемся.

Так как же научиться у греков разговаривать с аудиторией без тревожности? Я пропущу советы о том, как пользоваться PowerPoint и где на сцене нужно стоять. В этом руководстве я обрисую самый радикальный и полезный элемент древней теории языка. Вы научитесь общаться с публикой - с любой аудиторией и в любом месте - не управляя своими эмоциями, а обращая больше внимания на то, как люди вас слушают.

Что делать

Подумайте о публике

У необученных людей подготовка к речи очень часто начинается с тревожных, самоуничижающих и эгоистичных прогнозов: "Я ненавижу публичные выступления", "Это будет ужасно" или "Все узнают, что я идиот". Современные подходы к публичным выступлениям начинаются с обращения к этим переживаниям ("Представьте свою публику голой!", "Примите несколько сильных поз чтобы выделить гормоны уверенности!", "Примите бета-блокатор!").

Если в этом вы узнаете себя, логично предположить, что дальше вы начнете прорабатывать материал. У вас есть какая-то информация (данные для совещания по продажам в четвертом квартале; холостяцкие шутки перед свадебной речью и тому подобное), и вы пытаетесь решить, как это все подготовить.

Греки же, напротив, не начинали с подавления тревоги или организации материала. Они настаивали на том, что публика - самое важное в выступлении. Как утверждал Аристотель в 335 году до н. э. в своем трактате "Риторика" (самый авторитетный трактат о публичных выступлениях), аудитория - это начало и конец публичных выступлений.

То, что сначала может показаться общим, очевидным советом, на деле является простым началом на пути к комфортным выступлениям. Если у вас запланировано выступление, возьмите бумагу и ручку (или откройте заметки), и выпишите самые конкретные, объективные вещи, которые вы знаете о своей публике. Вам могут помочь ответы на эти вопросы:

  • Кто будет слушать вас?
  • Сколько людей там будет?
  • Сколько им лет?
  • Какого они пола и национальности?
  • Что они знают о вас и о вашей теме выступления?
  • Почему они собрались выслушать вас?

Этот шаг занимает несколько минут и не требует серьезного исследования. Если возможно, спросите у организатора - почему он позвал вас выступить? Какие у вашей аудитории ожидания? Они придут по особому случаю? Чем больше вы тренируетесь думать в сторону нужд и взглядов аудитории и не думать о хаосе ваших тревог, тем лучше вы будете знать, как наладить контакт со слушателями.

Лэнс - ветеран армии США, который три раза побывал в Ираке и Афганистане, теперь работает в компании, производящей сканеры безопасности. Он пришел ко мне после его внезапного повышения с должности технического обслуживания клиентов до должности вице-президента отдела продаж. До этого он год обучал охрану аэропортов практическим навыкам использования сканеров, а в его новой роли у него было 30 дней на разработку часовой презентации продаж. "Я ужасный продавец" - признался он. Он был в ужасе.

Я направил Лэнса к первому шагу - к изучению его публики, которая, по его словам, состояла в основном из профессионалов правоохранительных органов. Я спросил, что для них самое важное. "Не тратить деньги своего департамента на плохое оборудование?" - предположил он. Мы зашли глубже и обсудили их эмоциональные нужды. Лэнс осознал, что это люди, всю жизнь проработавшие в службе общественной безопасности. Вероятно, страшнее всего для них была бы брешь в безопасности, которая могла бы привести к смертям или ранениям. Очевидно, что для них это значит больше, чем несколько сэкономленных или потерянных долларов. После того, как мы с Лэнсом поговорили о его военном опыте, мы поняли, что ему тоже поручено защищать людей вокруг него. Просчеты систем безопасности были очень страшны и для него тоже.

Как только Лэнс начал думать о своей аудитории как о людях, а не как о монстре по имени Аудитория, он обнаружил, что ему есть что сказать.

Подумайте, почему вы говорите

Перед тем, как начать писать речь, подумайте о ее цели. Вы будете говорить чтобы развлечь, информировать, убедить или вдохновить? После того, как решите, найдите способ выразить вашу цель в одном предложении: "Я хочу, чтобы люди после моего выступления знали X и делали Y".

При выборе цели для вашей речи вы можете найти множество интересных, веселых или значимых идей, которые могут прийти вам в голову, но не иметь ничего общего с вашей аудиторией или речью. Чем актуальнее и интереснее ваше выступление, тем меньше вы будете бояться мямлить или быть дистанцированным от публики.

Возьмем, например, Джека - американского продавца европейской фирмы предметов роскоши, который пришел ко мне за помощью с его квартальным отчетом продаж. Презентация обычно длится около 15 минут, но страх, который она вызывает - глубокий и постоянный.

На самом деле отчет, который готовил Джек, почти полностью состоял из графиков и диаграмм с цифрами. Я представил, как он летит в Европу прячась от людей, растрачивает свое время на сцене спиной к аудитории и неуверенно объясняет информацию, которую можно было отправить и по электронной почте.

Когда мы обсудили настоящую цель его презентации, стало ясно, что она была для него очень личной. Джек хотел, чтобы его начальство перестало тратить деньги на маркетинговые акции, зародившиеся в Европе. Они не имели смысла на его территории. Он разработал более тонкие и актуальные идеи для местных условий и хотел получить разрешение на их реализацию. Это простое смещение акцента - от рупора, пассивно передававшего цифры, к человеку, который стоит перед публикой и говорит им о чем-то, о чем он хочет сказать - превратило выступление Джека из напыщенного перечисления во что-то похожее на рассказ или беседу. Мы сформулировали его идею, упростили слайды и повернули его лицом к аудитории. Джек воодушевился этим процессом и был готов обращаться к коллегам будучи самим собой, не включая "себя - публично выступающего", который обычно не работал.

Когда вы уточняете цель вашей речи, вы заставляете себя признать социальную и эмоциональную причину говорить с людьми лицом к лицу.

Подумайте о счастье вашей аудитории

Аристотель сделал одно из самых больших открытий в теории языка - он выяснил, что люди слушают только по одной причине - ради своего благополучия.

Вы можете думать, что выступаете с отчетом о прогрессе над разработкой приложения, или продвигаете потрясающий стартап, но аудитория скорее всего будет сфокусирована на совершенно другой теме - на своем счастье.

В "Риторике" Аристотель перечисляет вещи, которые делают людей счастливыми. Это здоровье, семья, богатство и статус. Для книги о публичных выступлениях эти вещи могут казаться странными, пока вы не поймете его точку зрения. Ваш ораторский успех зависит от того, показываете ли вы своей аудитории, что вы видите и понимаете их, обращаете внимание на их нужды и заботитесь о важных для них вещах.

Другими словами, если вы рассказываете о налогообложении или о способах уменьшить свой углеродный след, аудиторию мало заботит ваша правота и логика - они больше заинтересованы в том, как ваши идеи улучшат их жизнь.

Чтобы сделать аудиторию счастливой, не нужно говорить с напускным весельем и бодростью. Нужно показать, что в своем выступлении вы говорите об их пользе, а не о своей. Например, если вас заставляют выступить со скучным отчетом продаж, вы можете позаботиться о слушателях и быть максимально ясным и кратким. Смысл в том, чтобы проявить уважение к времени и вниманию вашей аудитории.

Недавно я работал с Элис - предпринимательницей лет шестидесяти. Она участвует в ряде презентаций о технологических инновациях. Обращаясь к своей аудитории, состоящей в основном из молодых мужчин - венчурных капиталистов, она жалуется: "Они судят меня по полу и возрасту. Когда я начинаю говорить, я вижу их пренебрежительные взгляды. Это иронично, ведь обычно я знаю о технологиях больше, чем они".

Ее изобретение экономно и блестяще решало неотложную проблему здравоохранения. Когда она поделилась со мной своим выступлением, я понял, почему оно не впечатлило потенциальных спонсоров. Первые 10 минут она говорила об истории своей работы и о происхождении изобретения, вместо того чтобы целить точно в интересы ее слушателей. После того, как мы поменяли ее презентацию на новую, показывающую гигантский потенциал ее изобретения на рынке - именно то, что нужно ее аудитории, Элис и ее выступление стали намного интереснее. Через несколько недель она стала партнером крупного европейского промышленного гиганта.

Как практиковать

Скорее всего, вы не пригласите людей на свой концерт, не репетируя его. Также не стоит проводить встречу или конференцию в Zoom без какой-либо подготовки.

На протяжении всей истории учителя речи расходились во мнениях, споря о том, что лучше - написать речь и запомнить ее слово в слово, или сделать грубый набросок и придерживаться его. Я думаю, вам стоит использовать тот способ, который вам больше нравится. В любом случае, как бы вы не готовили речь, вот несколько полезных советов для практики:

  1. Тренируйтесь перед зеркалом или на видео. Да, это может казаться мучительно глупым занятием, я вас понимаю. Но выдержать несколько неловких попыток наедине с собой намного безболезненнее, чем выйти на сцену и не сказать то, что вы хотите сказать.
  2. Как минимум, запомните введение и заключение. Обычно эти части выступления самые предательские. Зафиксируйте их в голове, позвольте своему рту и языку запомнить их мышечной памятью. Так вы будете гораздо менее склонны потеряться на середине речи.
  3. Засекайте время, чтобы убедиться, что укладываетесь в рамки выступления.
  4. Исправляйте свою речь во время репетиции. Ваши жесты и тон голоса несомненно передают оттенки и настроения, которые вы изначально закладывали в слова вашей речи. Используйте репетицию, чтобы вычленить и убрать из речи всё лишнее. Когда вы замечаете слова-паразиты вроде "эм", "типа", "знаете", старайтесь избавиться от них. Они звучат неубедительно и лениво. Как и в любой другой части подготовки к речи, ваша цель - не просто проговорить, а улучшить свою речь, раскрыть ее истинный смысл для себя и аудитории.

Ключевые моменты

Речевая тревожность - неприятное и распространенное явление. Вы можете винить себя в отсутствии способностей и предрасположенности, но проблема не в ваших исходных данных, а в основах обучения речи.

Древние греки рассматривали публичные выступления как важную форму искусства, которой легко можно обучить. Обучение риторике было фундаментальным аспектом образования на протяжении многих веков.

Заимствуя подход греков, начинайте подготовку любой речи с изучения вашей аудитории. С кем вы разговариваете? Что они знают о вас и о вашей теме?

Определите свои намерения. Ваша речь должна информировать, развлекать, убеждать или вдохновлять? Выразите вашу цель в одном предложении: "Я хочу, чтобы после моего выступления люди знали X и делали Y."

Подумайте о том, что в вашей речи направлено в сторону аудитории. Как вы можете показать им с помощью темы и стиля изложения, что вы не просто болтаете, а говорите на их языке и заботитесь об их благополучии?

Не думайте, что вы научитесь красноречию без репетиций. Практикуйте свою речь и старайтесь запоминать вступления и заключения.

Больше по теме

В статье я сосредоточился на том, как древнегреческие техники могут улучшить наши публичные выступления. Но интереснее то, что они могут сделать для нас в эмоциональном, духовном, социальном и политическом плане.

Большую часть жизни тема подготовки речей была мне отвратительна. Современный подход с его акцентом на фальшивую улыбку и уверенность в себе казался мне неискренним. Идея изменения естественной манеры речи вредила аутентичности.

Когда я открыл для себя древних греков, я влюбился в теорию языка и обучение речи. Это произошло совершенно случайно. В 2009 году я брал интервью о истории любви у своего кузена-затворника из сельской Айовы. Долгое время он был семейным чудаком - со средней школы жил в подвале родителей и почти ни с кем не говорил. А в 59 лет он вырвался из изоляции и женился. Как? Он присоединился к крупнейшей в мире организации, обучающей искусству публичных выступлений.

Как объяснил мой кузен, обучение речи сработало для него как "непсихологическая" терапия. Он научился меньше думать о себе и больше - о слушателях. Этим он изменил всю свою жизнь - даже те ее части, которые стояли далеко от публичных выступлений. Как я узнал позже, эта техника была главной в стремлении древних к обучению речи.

До изобретения афинской демократии в 4 веке до н. э. в Греции были запрещены публичные выступления. Общение с группой людей стало распространенным, а в некоторых случаях даже обязательным только с появлением выборов, судов и других форм публичных дебатов. Способность выражать свое мнение сверстникам стала важным компонентом социальной и политической жизни, средством спасения публичного дискурса от крикунов, лжецов и шарлатанов, и самым надежным путем к богатству и власти.