Найти тему

Депеша № 65 о путешествии из Нью-Йорка в Канаду. Часть V: Канада как самостийный доминион

Конец августа 2004 года

Бонжур, медам и месье,

Прежде, чем перейти к описанию нашего знакомства с Оттавой – столицей Канады, хотелось бы поделиться историей становления самого доминиона.

Вот мы и добрались до столицы доминиона - Оттавы
Вот мы и добрались до столицы доминиона - Оттавы

После битвы за Квебек в 1759 году и сдачи Монреаля в 1760 году на милость британских победителей в истории Канады начался период, который называют периодом «Завоевания» (Conquest) – Новая Франция стала британской колонией. Королевским указом 1763 года (Royal Proclamation) колония стала называться Провинция Квебек. Как и при правлении французского короля, назначали генерал-губернатора, но он еще и совмещал функции интенданта, т.е. обладал более широкими полномочиями: гайки завернули, что вызвало неприятие французов.

Через 11 лет был издан Закон о Квебеке (Quebec Act), присоединивший к провинции огромные территории - Лабрадор, долину Огайо, край Великих озер, а также законодательство, ослабившее гайки: вновь был введен французский гражданский кодекс, был признан французский язык, католичество, а также канадцам французского происхождения было разрешено участвовать в органах гражданской администрации.

Закон о Квебеке (Quebec Act)
Закон о Квебеке (Quebec Act)

Конституция 1774 года укрепляла связи провинции с метрополией, поэтому вызвала ярость в 13 британских колониях в Америке, принявших Декларацию независимости от Британской империи в 1776 году и добившихся независимости в 1782 году с заключением Парижского мира. Из США в северные колонии потянулись лоялисты, сохранившие верность королю, что изменило баланс сил в пользу англоговорящих и в ущерб франкофонам. Метрополия удовлетворила их чаяния, прислав им Конституцию 1791 года. Конституция дала и парламент – Законодательный совет (состоявший из пожизненно назначаемых членов), избираемую Ассамблею, а особый указ 1792 года - исполнительный совет, то бишь правительство, членов которого назначал король. Подотчетны они были губернатору, обратно же назначаемому королем, а не парламенту. О статусе языков ничего не говорилось.

К тому времени население Нижней Канады составляло 160 000 человек, из них 20 000 (то есть всего 1/8) англоговорящих. В Верхней Канаде (примерно в границах Онтарио) проживало всего-навсего 10 000 человек, в основном лоялистов.

Отметьте сей факт, позже он нам пригодится, когда начнем рассказывать о кознях англоговорящих, но сначала о кознях франкофонов. В парламент Нижней Канады в 1808 году было избрано 2 консерватора (партия тори – партия англоговорящих), все остальные – франкофоны от Канадской партии. На первом же заседании парламентское большинство франкофонов проголосовало за исключение из парламента двух англоговорящих депутатов – как говорил товарищ Сталин, нет человека – нет проблемы. Губернатор в ответ распустил парламент и арестовал печатные станки в редакции газеты «Канадец» - коллективного пропагандиста, агитатора и организатора франкофонов. Такова демократия в странах переходного периода!

Однако националистические страсти поулеглись, когда США и Британия сцепились в войне 1812 года.

В 1812 г. война не миновала и Северную Америку
В 1812 г. война не миновала и Северную Америку

Во время наполеоновских войн США объявили нейтралитет, торгуя и с Британией, и с Францией. Британия стала задерживать американские корабли в поисках дезертиров (захватывая на военную службу до 1000 матросов в год). Франция также задерживала и грабила американские корабли, поэтому президент Джеферсон принял методологически неверное решение о санкциях, то есть торговом эмбарго – прекратить импорт-экспорт, пока Британия и Франция не станут вести себя прилично, но, как водится, от эмбарго страдают свои же производители и торговцы [все, как сейчас – Прим. Авт.] Недовольные северные штаты Новой Англии хотели даже выйти из союза. США вообще-то были плохо подготовлены к войне, провели три неудачных рейда на Канаду, а после отречения Наполеона в 1814 году Британия смогла направить в Америку подкрепление, войти в Вашингтон в августе 14-ого года и спалить город вместе с Белым домом.

Сожжение британскими войсками Белого дома в Вашингтоне
Сожжение британскими войсками Белого дома в Вашингтоне

Однако битву на озере Шамплейн американцы выиграли. Короче, в декабре 1814 года обе страны подписали Гентский мир. Война эта в Канаде объединила население в борьбе с общим врагом – американцами.

Шли годы, смеркалось, из крана капала вода (вспомним бессмертный роман века «Бурный поток» из «Литературной газеты» 1970- гг.), и у простых канадцев накипело, причем и у англоговорящих в Верхней Канаде, и у франкоговорящих в Нижней Канаде. Народ был недоволен зажравшимися правящими элитами, присваивавшими бюджетные деньги («мертвые души» пенсионеров и инвалидов, спекуляции бюджетными деньгами на бирже), а Верхняя Канада – слишком малой долей от таможенных поступлений. В 1837-1838 гг. под предводительством Уильяма Маккензи народ поднялся пару раз на восстание, но его быстренько задавили. Правительственный войска пожгли деревни, около 1000 человек арестовали, 60 депортировали, 12 человек повесили.

Однако из Лондона прислали лорда Дарэма разбираться в причинах недовольства. Дарэм предложил три рекомендации: дать Британским северо-американским колониям ответственное правительств (т.е. исполнительный совет должен отчитываться перед выборным парламентом, а не перед генерал-губернатором); Верхнюю и Нижнюю Канады объединить; а французских канадцев ассимилировать. Не погладил он по головке и клики, кормившиеся из кормушки правительства в обеих частях Канады.

Лорда Дарэм
Лорда Дарэм

Тем не менее, предложенные им политические и культурные меры были более выгодны Верхней Канаде и англоговорящим: предполагалось перевести французов-католиков в англиканство, сделать английский официальным языком парламента, предоставить малонаселенной Верхней Канаде одинаковое количество мест в парламенте с более населенной Нижней Канадой. Центр не захотел расширять права колониального субъекта королевства и отверг предложение об ответственном перед народом правительстве, но Законом об Унии (Act of Union 1841). Метрополия объединила две Канады и ввела их равное представительство в парламенте, рассчитывая на то, что со временем приток англоговорящих иммигрантов позволит им стать большинством. Франкофоны обиделись сильно, так что в 1848 году Лондон вынужден был согласиться на французский язык. Все же доклад Дарэма укрепил лагерь умеренных реформаторов в обеих частях Канады.

Война в США между Севером и Югом (1861-1865), особенно после победы Севера, усилила в Канаде страх перед экспансионистскими устремлениями Республиканской партии США (в то время – партии Севера).

Надо сказать, что поначалу (несмотря на объявленный метрополией нейтралитет) общественное мнение в Канаде было настроено против рабовладельческого Юга. Рабство было отменено на всей территории Британской империи в 1834 году, и беглые рабы с Юга США пачками (всего около 30 тысяч) прибывали подпольными путями в Канаду. Однако во время войны и северяне, и южане пытались использовать территорию Канады в качестве базы в своей борьбе. К тому же, в Канаде пришли к выводу, что истинные цели Севера заключались вовсе не в аболиционизме (отмене рабства по причине его несправедливости), а в экономическом разгроме Юга (отмене экстенсивного рабского труда как основы народного хозяйства Юга). В отличие от сельскохозяйственного Юга с его плантациями, промышленному Северу с его фабриками и заводами нужны были для интенсивного способа ведения хозяйства вольнонаемные рабочие, а вовсе не рабы. Отсюда, настроения в Канаде переметнулись на сторону Юга. Более того, в мае 1866-го г., в Конгресс США был вынесен законопроект, который назвали Биллем об Аннексии Канады.
Цитата:
"публикуемая прокламация указывает, что с даты принятия данного акта Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Восточная Канада и Западная Канада, а так же территории областей Селкирк, Саскачеван и Британской Колумбии ограничиваются в своих правах, и данным актом признаются штатами в составе США".
В случае отказа и сопротивления Канаду предполагалось подчинить силой. В США на тот момент проживало 35 млн человек, тогда как во всей Британской Северной Америке - 3.5 миллиона человек.
С учетом того, что с Россией в этот момент уже велись переговоры о продаже Аляски, вообще вся Северная Америка могла оказаться в составе США, что англичан взбесило неимоверно. Это заставило англичан срочно принять Акт о Конфедерации Канады, объединив все области в одну страну, ну и усиливать колонию как только можно, включая установление вертикали федеральной власти покрепче, чем у южного соседа..

Акт о Конфедерации Канады 1867 г.
Акт о Конфедерации Канады 1867 г.
Карта объединенной Канады
Карта объединенной Канады

В «итоге результата» трех конференций они выбрали для страны название «Канада», что было нетрудно, но заминка возникла с формой правления: делегаты хотели, чтобы страна осталась королевством, а метрополия опасалась гнева США. Остановились на термине «доминион» (из 72 псалма Библии), в качестве формы государственного устройства выбрали конфедерацию, а также разработали конституцию - The British North America Act.

Большой герб Канады с девизом A MARI USQUE AD MARE От моря до моря (лат. A mari usque ad mare) — национальный девиз Канады, который берёт своё начало из восьмого стиха псалма 71 (в некоторых переводах и оригинале — 72) Псалтири Библии. С канадской точки зрения он означает От океана до океана (от Атлантического до Тихого). Он был выбран министром Джорджем Монро Грантом, секретарём Сэнфорда Флеминга во времена конфедерации. В 1872, через некоторое время после присоединения к федерации Британской Колумбии Грант опубликовал свою газету, названную Оушен ту оушен, что красноречиво говорило о воплощении мечты трансконтинентального государства.
Стих звучит так: Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли. В нём изображён идеальный портрет главы государства — мессии, помазанного на царство.
Перевод этого стиха на английский язык («Библия короля Якова») — He shall have dominion also from sea to sea, and from the river unto the ends of the earth — не мог оставаться незамеченным, когда бывшая колония Канада получила название Доминион Канада.
Большой герб Канады с девизом A MARI USQUE AD MARE От моря до моря (лат. A mari usque ad mare) — национальный девиз Канады, который берёт своё начало из восьмого стиха псалма 71 (в некоторых переводах и оригинале — 72) Псалтири Библии. С канадской точки зрения он означает От океана до океана (от Атлантического до Тихого). Он был выбран министром Джорджем Монро Грантом, секретарём Сэнфорда Флеминга во времена конфедерации. В 1872, через некоторое время после присоединения к федерации Британской Колумбии Грант опубликовал свою газету, названную Оушен ту оушен, что красноречиво говорило о воплощении мечты трансконтинентального государства. Стих звучит так: Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли. В нём изображён идеальный портрет главы государства — мессии, помазанного на царство. Перевод этого стиха на английский язык («Библия короля Якова») — He shall have dominion also from sea to sea, and from the river unto the ends of the earth — не мог оставаться незамеченным, когда бывшая колония Канада получила название Доминион Канада.

В течение февраля-марта 1867 года конституция была представлена королеве Виктории, прошла в британском парламенте все три чтения и была окончательно проштампована королевой в конце марта. Из семи регионов в Конфедерацию сразу вошли четыре, а последний, Британская Колумбия, вошла в 1871 году.

С флагом заминка длилась дольше: страну представляли несколько флагов, а нынешний флаг Канады с кленовым листом был принят совсем недавно – в 1965 году к столетию конфедерации после многих лет дебатов и 300 страстных речей в парламенте.

Элен, которой снится кленовый лист в исполнении Н.Караченцова

Канада
4865 интересуются