Приветствую всех на канале МотоблоГ. И вот снова мы встречаемся на страницах, посвящённых технике времён СССР. Но сегодня речь пойдет не о мотоблоках или мотоциклах, сегодня шлёт привет нам из далекого прошлого ХВЗ, а именно Харьковский Велосипедный Завод. И если я не ошибаюсь, перед нами модель, которая выпускалась с 1980 года - велосипед "Украина ", владельцем которого я и являюсь. Правда о том, что он у меня есть, я узнал совсем недавно, разбираясь в завалах своего гаража.
Велосипед не на ходу, но посмотрите, как неплохо он сохранился! Я бы оценил состояние данного экземпляра по пятибалльной шкале на троечку с плюсом. Скажу даже больше, скорее всего для ценителей старых велосипедов - это ценная находка, мечта реставратора. Последнее время у нас образовалось целое движение почитателей всего, что связано с СССР, особенно с техникой. И ведь действительно приятно прикоснуться к маленькому кусочку истории, а если на нём ещё и прокатиться можно, то цены ему нет.
Давайте познакомимся поближе
Давайте поближе узнаем историю данной модели велосипеда. Производили их на Харьковском велосипедном заводе. Люди покупали данную модель за высокое качество и надежность, и эксплуатировали на протяжении довольно длительного времени, подтверждение тому этот довольно хорошо сохранившийся велосипед. Особенно его ценили в деревнях и селах. Почтальоны разводили на них почту, кто- то ездил на работу, кто-то в лес за грибами и ягодами, вообщем модель оказалась удачной и популярной, и её даже экспортировали в другие страны. Так что же в ней было такого, чего не было в других велосипедах.
Первое и самое важное за что ценили "Украину"-это крепкая усиленная конструкция рамы и основных узлов. Рама действительно сделана из толстостенного металла и довольно тяжелая. Благодаря этому велосипед обладал хорошей грузоподъемностью, и без труда мог перевозить взрослых людей на багажнике и другие тяжёлые грузы. Вес данной модели составлял порядка 17 кг, что также обеспечивало плавность хода велосипеда, придавало ему мягкости во время езды.
Ознакомимся поближе с основными узлами и конструкцией, и посмотрим какие изменения и дополнения были внесены в данную модель в сравнениями с более ранними экземплярами. А здесь действительно есть на что посмотреть, многие черты, линии, узлы и механизмы так и кричат
- Мы из прошлого века, сейчас такого уже не увидишь, да никто и не делает!
Первое, что лично мне бросилось в глаза, это логотип ХВЗ на красном фоне, очень красиво и необычно, даже не смотря на сильно потёртый вид.
Ласточка на фоне восходящего солнца. Чувствуете, как повеяло лозунгами и плакатами советского времени. Я бы за один этот логотип уже полюбил данный велосипед.
Спускаемся к колесам и видим необычную деталь на ободах -это перфорация в виде маленьких точек на всей поверхности.
Для чего это сделано сложно сказать, возможно это элемент декора, а возможно и несёт в себе какую-то важную функцию, например придает дополнительную жесткость ободу колеса. Интересная особенность у спиц, их количество, сзади их 36, а спереди 32, это сделано для усиления и увеличения грузоподъёмности.
Смотрим на покрышку, не может быть, но она тоже из той же эпохи, что и велосипед
Эта покрышка сделана по ГОСТ 4750-79, где 79 это год принятия стандарта данного типа покрышки, который впоследствии был заменён на другой ГОСТ.
Обратите внимание на педали и звездочку. Педали выполнены из аллюминиего сплава и дополнены резиновыми вставками, так делали на моделях с 1968 по 1975 года
Сразу видно, что и сиденье из 80-х ) Наверное найти такое, сейчас уже не реально, если только самому обтянуть
После мягких современных сидений это кажется по меньшей мере не комфортабельным.
Но посмотрите на защиту цепи, шикарно смотрится, правда?!
И не скажешь, что ей уже под сорок лет.
Щитки на велосипеде белого цвета, в родной краске, но требуют реставрации. Все крепления щитков и багажника на родных болтиках, приятно посмотреть
Удивительно, но всё на велосипеде от катафота до звоночка на руле, всё скорее всего родное, везде стоят штамп СССР и год 1985. Кстати говоря это год выпуска этой модели велосипеда, который выбит на раме
Вот пример штампа катафота, их всего четыре, спереди, сзади и два на колесах, и везде СССР и цифра 85
У меня были сомнения только насчет фары, родная она или установлена в процессе эксплуатации, на ней также имеется штамп и название предприятия изготовителя ОСВАР
Решено было её оставить, так как обнаружил такие фары на украинских интернет аукционах, хотя само предприятие ОСВАР, что сокращенно означает осветительная арматура, расположено во Владимирской области, г. Вязники, которое до сих пор функционирует и специализируется на выпуске световых приборов для различной техники.
Интересно, что на эту модель также устанавливался багажник и спереди велосипеда, о чём свидетельствуют эти ушки крепления на рулевой вилке, но по какой-то причине он не сохранился, а может я плохо искал)
Интересным конструкторским решением был вынос руля вперёд на значительное расстояние относительно рулевой колонки и слегка изменённая конфигурация руля, для чего это было сделано лично для меня остаётся загадкой, но придает велосипеду индивидуальность
- Вот смотрите, я не такой как все!
Данные изменения были применены на моделях, выпускавшихся после 1966 года.
Вот такой он, этот велосипед, даже не велосипед, а целая эпоха из прошлого, маленький кусочек истории, на который можно любоваться даже в том состоянии как сейчас. В этом велосипеде есть душа, чего не скажешь о его современных скоростных потомках. Они красивы и быстры, но они бездушны, просто технологичное железо на колёсах.
Это всё, что осталось, после тебя
Буквально через пять-шесть лет произойдет развал советского Союза, и от былого величия останутся лишь штампы на велосипедах и мотоциклах - Сделано в СССР, и ГОСТы по которым они производились
Вопрос о реставрации для меня актуален, я почти уверен, что в скором времени займусь им, но нужно сделать всё аккуратно и максимально сохранить принадлежность велосипеда к тому времени, когда его производили. Т. е сохранение родной краски в приоритете, по возможности конечно, также удаление ржавчины и замена сиденья, оригинала в продаже скорее всего уже не найдешь, как и покрышку. Надеюсь в скором времени я смогу представить вам этого красавца в новом "старом" обличии.
Всем спасибо за внимание, до новых встреч на канале МотоблоГ! Подписывайтесь, ставьте лайк.