Поэтичная баллада «Stranger In Moscow» — это не просто красивые музыка и текст. Это печальная история об одиночестве, изгнании и «падении» в глазах целого мира. Пронзительная и наполненная меланхолией, она является сильным аналогом «A Day In The Life» группы The Beatles. Именно после ее создания Джексон задумал выпустить целый альбом с новым и не менее волнующим и автобиографичным материалом — HIStory: Past, Present and Future, Book I.
«Каково это, когда ты одинок и холоден внутри»? — главный вопрос, раз за разом повторяющийся в повествовании. Лирический герой всеми покинут, он, вдруг ставший чужим для всего мира, бредет сквозь холод и дождь, и тень возвышающегося над ним Кремля, олицетворяющего Россию времен холодной войны, умаляет его, напоминая о том, что он — нежеланный здесь гость. Незнакомец. Чужестранец. Человек ниоткуда, идущий в никуда.
Что послужило написанию настолько душераздирающего текста? Приезд Майкла Джексона в Москву — это фактически легенда. И именно ее частью является «Stranger In Moscow». Среди слушателей очень немногие знают о том, какими мыслями, эмоциями и чувствами наполнена эта песня, какая история предшествовала ее созданию, и что часть личности певца действительно нашла в ней свое отражение.
HIStory: the One подготовила подробный разбор истории Короля Поп-музыки в России с привлечением различных интервью, а также обзор самой песни и видеоклипа к ней.
1993 год: «Зачем приехал к нам? Ты — враг от Запада»
В бывшем Советском Союзе память о Майкле Джексоне живет как никогда по сей день. Русские люди не забыли его самоотверженности, щедрости, доброты и, конечно же, необъятный талант, неподдающийся описанию. К сожалению, несмотря на это, Москва очень холодно встретила поп-икону, ставшую символом настоящей американской мечты. Работе по организации концерта тура Dangerous осенью 1993 года начали мешать еще задолго до того, как сам Джексон сделал первый шаг с трапа самолета.
Руководителем с нашей стороны выступал известный многим советский кинорежиссер Самвел Гаспаров, который с большим энтузиазмом взялся за дело и буквальным образом шел напролом, чтобы шоу состоялось «всем врагам назло». Пожалуй, ему следует сказать спасибо: ведь благодаря этому человеку и его команде мы увидели Майкла Джексона вживую в далеком 93-ем.
Именно Самвел позднее поделился теми непредвиденными трудностями, с которыми столкнулся не только он сам, как организатор, но и Джексон, в очередной раз невольно ставший мишенью для всевозможных спекуляций, но теперь уже со стороны постсоветских СМИ, акул шоу-бизнеса и даже, вероятно, правительства:
Мы чувствовали, что все наши старания кто-то глушит. Даже начались звонки с угрозами. Атаковали СМИ: писали, что я — ликероводочный король; глава чеченской мафии; что организую концерт, чтобы продавать на стадионе водку... Это был ужас. И про Джексона грязные вещи появлялись, естественно, вовсю. Но, как ни странно, нас это еще больше подзадорило. Мы для себя решили, что концерт должен состояться во что бы то ни стало.
Работа действительно шла полным ходом. Гаспаров позаботился, чтобы все требования команды артиста были выполнены максимально точно еще до прилета его самого. Итак, все должно было быть на высоте: и впечатления зарубежных гостей о стране, и зажигательное шоу, и довольные поклонники. Но как бы не так. Поклонники, правда, довольными действительно были. Однако с остальными факторами получилось двояко.
Билеты расходились критически плохо. Они были буквально заблокированы в кассах. Достать их нормально оказалось почти невозможно. Предлоги были самыми разными: «билетов нет», «кассир отошел», «закрыто», «касса не работает».
Время от времени, правда, люди артиста выходили и раздавали их бесплатно тем, кто собирался возле его отеля, вместе с автографами, которые Джексон передавал из номера: известно, что он нередко подписывал подушки и разные предметы декора, чтобы отдать их поклонникам; разумеется, «ущерб» отелям возмещали в денежном эквиваленте.
Он был в зеркальных очках, которые потом снял. — рассказывала Ольга Яремийчук, украинская балерина, танцевавшая с Джексоном во время Earth Song на его московском концерте в 1996 году, о своей первой встрече с певцом в 1993 году. — Меня впечатлило то, что когда кто-то сказал Майклу, что у него мало времени, он ответил: «нет, у меня есть время», — и поблагодарил меня за подарок. Я, в свою очередь, сказала ему спасибо за концерт и... Очень разволновалась. Но справилась с эмоциями и спросила Майкла, почему он не включил в свой тур Украину. Он ответил, что помимо Москвы мечтает посетить Санкт-Петербург и Киев, но в столицу Украины его никто официально не приглашал. Тогда я набралась смелости и сама пригласила посетить нашу страну.
Что же касается концерта, в день выступления хлынул дождь, и неизвестные недоброжелатели этим тоже воспользовались: на подходах к «Лужникам» объявляли, что оно отменяется из-за непогоды, и зрители шли обратно домой. Самвел Гаспаров:
Самому Джексону в этот день предсказали, что он сломает позвоночник, если выйдет на сцену. Потом пришло сообщение, что команда Майкла привезла на стадион наркотики. По «Лужникам» забегали сотрудники МВД с собаками. Ничего не найдя, милиционеры удалились, но сразу после их ухода появилось другое сообщение: на стадионе заложена бомба! И они вернулись уже в поисках бомбы... Это было сумасшествие! У тех, кто нам мешал, все прекрасно получалось.
Казалось бы, это крах. На стадионе — всего около 60 человек, мокнущих под ливнем. Наступила мертвая, наэлектризованная напряжением тишина. Майкл молчаливо сидел в сценическом облачении, подобно изваянию, в своей гримерке. Его менеджер, тем временем, рвал и метал, проклиная все на свете: ведь, в конце концов, удар пришелся не только по репутации, но и по финансам обеих сторон. Но внезапно, — по словам Самвела, — произошло то, что, пожалуй, вполне можно счесть подлинным чудом, которое изменило все.
Тут ко мне подошел один из моих сотрудников и сказал, что за дверью стоит пожилая женщина, просящая о встрече. Я был в шоке, — в прострации некой, — и мне было уже все равно, кого принимать, и я пригласил ее. Она вошла. Вся мокрая от дождя, со слезами и с огромным рисунком в руках. Это был рисунок ее дочери, на котором был изображен Майкл Джексон. Больше он был похож, конечно, на Че Гевару или Льва Толстого. Но женщина рассказала мне страшную историю, — дочери ее 12 лет, она практически слепая от рождения, видит только один глаз и всего на 4%, — и просила меня пойти к Джексону и взять автограф для нее.
Гаспаров исполнил просьбу, и Джексон, услышавший в ругани между ним и своим менеджером историю ребенка, вдруг согласился выступить. На рисунке он, разумеется, расписался без вопросов.
Не стоит и рассказывать, как меня встретила та пожилая женщина...
Более того. Артист велел открыть стадион для всех, чтобы ему было перед кем выступать. На трибуны «Лужников» тотчас хлынули немалые толпы безбилетников, до этого ожидавших у моря погоды снаружи.
И вот, игнорируя сентябрьский холод и дождь, Майкл Джексон вышел на сцену, — воду с которой постоянно вытирали буквально у него под ногами вафельными полотенцами, — и подарил русским людям исключительное шоу, по уровню мастерства превосходящее любое другое. Борис Моисеев, бывший в тот день на концерте, в одном из интервью:
Шел проливной дождь, был дикий холод. Все Майкла ждали, нервничали; он долго не появлялся. А потом появился и, кажется, эти тучи, эта лавина воды, которая обрушилась на стадион, вдруг исчезли... И началось волшебство. Джексон был нереальным человеком. Можно сказать, он был человеком космоса. Может быть, он и не житель нашей планеты вовсе, может, прибыл просто посмотреть на нас всех. Посмотреть на наши черные рты, послушать, о чем мы говорим... Потому что, к сожалению, ярких людей этот мир не любит. Тут и зависть, и недооценка личности. Очень грустно. Я хорошо помню то шоу... И как бы Майклу ни было технически сложно выполнить некоторые его фрагменты, он сработал прекрасно. И пел действительно живьем. Как ни одна другая звезда из-за границы. Он в самом деле показал, что является великим мастером. Мастером со своим «я», своей музыкой, своим стилем.
Сам Гаспаров тоже не остался в стороне:
Майкл взорвался в танце, как гром в небе. Вслед за ним взорвались и сотни динамиков, и весь стадион. Ничего подобного я в жизни не видел. От счастья у меня потекли слезы.
В прошлом году мы также провели интервью с одним из зрителей — Александр рассказал HIStory: the One о своих впечатлениях:
На его концерте мы стояли недалеко от сцены, но с левой стороны. То есть особо не должно было быть что-то видно, и я вообще думал, что Майклу в спину буду смотреть, но нет. Для этой элиты сверху, сидящей в центре, он и не танцевал почти. Он танцевал для нас, нищебродов. То и дело бегал по углам, то туда, то сюда. И в начале почти каждой песни кидал нам какие-то свои вещи — то полотенце, то шляпу, то платок какой-нибудь. Элита в центре явно думала, что им все лавры отколятся, там Пугачевы всякие сидели и прочие. А вот нет. Он в первую очередь танцевал для простых людей, заботился о том, чтобы его увидели все, и неважно, где мы находились. У Майкла не то чтобы аура была... Он чрезвычайно сильный духовно. У него невероятно мощная энергетика. Сам он очень был мощный. Как какая-то бомба. Я вот мужчина и особо даже не фанат, и меня как бы не должно такое шибко трогать, но ощущения в тот день были непередаваемые. Ни с чем не сравнить. Он начинал танцевать, и у тебя сразу мурашки буквально по всему телу, ты чувствовал себя как в какой-то Нирване. Этого не объяснить.
Концерт состоялся, и ничто не повлияло на качество его исполнения: ни гнусные истории и события, ни погода. Вот только прибыли певцу он не принес от слова совсем: около 400 тысяч долларов гонорара, которых Джексон, однако, и не потребовал. Он попросил оплатить лишь грядущий перелет. Гаспаров был впечатлен такой самоотверженностью:
Это был широкий и благородный жест... Наверное, все они поняли, что мне просто-напросто не дали хорошо сделать свое дело. Обидно, ведь все могло быть иначе.
Джексон вообще человек страшной судьбы... Глубоко несчастный. И не верю я во все грязные сплетни, которые о нем ходили и ходят. Не верю, хоть убей! Он — тот, кто поднялся на сцену из-за слепой девочки, преодолев страх, — зная, что может поскользнуться и сломать позвоночник, — и выдал потрясающее шоу!
Во время и после всех этих злоключений с концертом Джексон изучал культуру и город: он попробовал борщ, побывал в антикварном магазине, получил в подарок форму капитана милиции, маршировал с русскими солдатами на параде в Таманской дивизии, по приглашению посетил детскую балетную школу, прогулялся по Красной Площади в окружении поклонников. И от всего этого получил массу удовольствия. Не бывает худа без добра.
Но что примечательно: артист посетил один из наших детских домов для инвалидов — интернат №7. Ради этого он отменил пресс-конференцию, связанную с концертом, и провел время с детьми; безо всякого отвращения он брал их на руки, играл с ними, расспрашивал врачей о том, какова их история и как им здесь живется.
Ниже прикреплены gif-изображения, взятые из видеозаписи его пребывания в этом детском доме.
Разумеется, он видел, насколько все плачевно, несмотря на то, что там его постарались встретить по всем канонам и продемонстрировать лишь самое лучшее, что есть.
Существует версия, согласно которой Майкл был поражен отвратительными условиями содержания детей в этом детдоме: по рассказам очевидцев, от стойкого запаха мочи его едва не вырвало. Он потребовал связать его с тогдашним президентом страны, но получил отказ. Тогда он распорядился обеспечить детей как минимум чистым бельем и был готов отложить или вовсе отменить свой концерт в Москве, пока его просьбы не будут исполнены.
С собой он привез несколько коробок игрушек, затем велел закупить постельного белья, раздал бесплатные билеты на шоу, а позднее — перечислил денег. Также известно, что еще до приезда, в августе, в рамках своего благотворительного фонда Heal The World / «Исцели Мир» он закупил несколько современных машин скорой помощи для Центральной детской больницы Москвы.
В декабре того же года, совместно с фондом Михаила Горбачёва, Майкл Джексон организовал транспортировку самолетом 60 тысяч доз детской вакцины в Тбилиси.
- Следует сделать лирическое отступление и отметить, что концерты Короля Поп-музыки в Москве 1996 года с туром HIStory также были посвящены благотворительности: за них он тоже не стал брать свой гонорар и пожертвовал его детским домам Москвы; помимо этого, им был поддержан фестиваль «Надежда», который проходил на стадионе ЦСК. Фактически, оба выступления Джексона в России были бесплатными.
- Интересное: в сети есть небольшое интервью одной из воспитанниц детдома, посещенного Майклом в 1993 году — Екатерина Сазонова, нынешняя 6-кратная Специальная Олимпийская Чемпионка, некогда сирота с особенностями развития, рассказала о своих впечатлениях от встречи с певцом. На YouTube есть также видеозапись о прибытии Майкла Джексона в Москву в сентябре 1993 года; фрагменты из детского дома — там же. Видеозапись о визите 1996 года.
Трагедия в стихах: «Stranger In Moscow»
Текст и музыка: Майкл Джексон. Продюсер: Майкл Джексон. Вокал и бэк-вокал: Майкл Джексон. Аранжировка: Майкл Джексон и Брэд Баксер. Клавишные, синтезаторы и бас: Брэд Баксер, Дэвид Пейч и Стив Поркаро. Битбокс-перкуссия: Майкл Джексон. Перкуссия: Брэд Баксер. Струнные: Брэд Баксер. Фоновая гитара: Стив Лукатер и Брэд Баксер. Синклавир: Эндрю Шепс.
1993 год. Сентябрь. В атмосфере пустого гостиничного номера «Метрополя», под стук проливного дождя и под тяжестью печали от одиночества, в душе Майкла Джексона и нашла себя «Stranger In Moscow» — «Чужак в Москве». Оказавшись здесь и попав под очередное негативное проявление собственной славы, он вдруг ощутил себя отвергнутым без исключения всем миром: родная страна уже использовала и вышвырнула его, но он узнал, что и тут ему были не рады — в России он тоже чужой, он «враг от Запада». Джо Вогель в своей потрясающей книге «Человек в музыке», посвященной творчеству легендарного певца, писал:
Трек начинается со звуков дождя, затем вступает медленный механический бит, выстроенный на битбоксе Джексона, и мягкое бренчание гитары. Куплеты артист пропевает в изящной перекличке с самим собой, и эффект эха замечательно передает изолированность: «я бродил под дождем, — поет он, — прикрывшись маской жизни и чувствуя, что схожу с ума; солнечные дни так далеки, и тень Кремля умаляет меня». С этих строк начинается, пожалуй, самая впечатляющая поэма, когда-либо написанная Джексоном. Фрагментарное повествование представляет когнитивный диссонанс: либо обезумел весь мир, либо сам лирический герой. А возможно, и то, и другое.
«Я здесь, покинутый в своей славе, и настоящий хаос в мыслях… И КГБ преследует меня по пятам. Возьмите же мое имя и оставьте меня», — разумеется, речи не идет о настоящем КГБ, которое прекратило свое существование в 1991 году, но именно так описывает Джексон ту боль, которую он испытал, наблюдая за тем, как наша система всячески подавляет его, «изолирует». На протяжении всей песни он отчаянно спрашивает «каково это, когда ты одинок и холоден внутри»? — но так и не получает ответа. — «Господи, смилуйся же надо мной! Я живу так одиноко»…
- «Stranger In Moscow» входила в сет-лист третьего сольного турне певца HIStory в 1996-1997 годах. Он также исполнил ее на концерте в Москве.
Песня завершается допросом следователя КГБ, взятого из российских архивов, и тем самым как бы обрывает шанс на искупление «грехов» перед лицом нашей страны, доказывает, что ему никогда не стать здесь желанным гостем, что бы он ни сделал. Его пытаются уличить в преступлении, — проводится аналогия с обвинениями 1993 года, — от него требуют «признания» в том, чего он даже не думал совершать:
«Зачем приехал к нам? Ты — враг от Запада. Признайся. Приехал, чтобы украсть от нас великие достижения народа, великие труды рабочих. Признайся»…
- В сети существует также версия а капелла, которая позволяет слушателю прочувствовать всю красоту и необыкновенность чистого вокала артиста.
Однако, как писал Вогель, в клипе, — который, как и сам трек, остался без заслуженного внимания публики, — все же появляется некий намек на спасение.
Видео было поставлено Николасом Брандтом и снято в Лос-Анджелесе в 1996 году для альбома HIStory: Past, Present and Future, Book I.
Клип отличается от предыдущих работ Джексона тем, что не содержит ни танцевальных элементов с впечатляющей хореографией, ни театральности, ни динамичности как таковой. Он также никак не связан с Москвой, несмотря на название и текст песни: тягуче-медленный, «приземленный и безрадостный» сюжет в черно-белом кадре строится вокруг темы одиночества в толпе. Нам показывают самых разных людей в разных жизненных обстоятельствах, которые потеряны и одиноки на фоне огромного и пребывающего в вечном движении города. Джексон отождествляет себя с этими ничем непримечательными, простыми, «серыми» людьми — такой же неприметный, всеми забытый, как и они. Он идет по улицам в черном плаще, словно тень или призрак. Окружающие спешат мимо, все обременены своими заботами. Мир ни на секунду не останавливается, и в замедленной съемке мы видим, каким огромным, мрачным и чужим он кажется тем, кто чувствует себя по-настоящему одиноким. Кипящая вокруг жизнь становится неважной — главные герои настолько отчуждены, что безразличны к ней — так же, как и она к ним.
Но во второй половине клипа все они вдруг решают выйти под проливной дождь, от которого прячутся остальные, и эти сцены для каждого становятся актом некоего очищения: их боль и снедающие чувства будто бы смываются, и обрушивающаяся с неба вода приносит долгожданное освобождение. Более того, момент нахождения под ливнем объединяет всех шестерых: они больше не одни, хотя и не подозревают об этом.
Только раскрывшись, впустив в душу чужие одиночество и боль, могут они обрести какое-то чувство общности и родства.
В визуальном плане клип взял высокую планку, как, впрочем, и все остальные клипы Майкла Джексона: огромный мрачный мир продемонстрирован в деталях с необыкновенных ракурсов съемки — каждая деталь, от плещущейся воды и капель дождя до разбивающегося стекла, все наполнено эмоциональной и чувственной составляющими, которые каждым зрителем могут быть трактованы по-своему.
Критики в целом положительно оценили данную работу. Многие считают, что именно в ней особенно ярко проявляется непревзойденный гений артиста. Однако среди публики она не так хорошо распространена, ее часто затмевают более хитовые треки, вроде «Billie Jean», «Thriller», «Bad», «Smooth Criminal», и она незаслуженно теряется на их фоне. А ведь на самом деле «Stranger In Moscow» — действительно еще одно неповторимое творение, переполненное болью и трагизмом; еще одно подлинное отражение частички многогранной души Майкла Джексона.
«Stranger In Moscow» выступает в числе самых запоминающихся, мелодичных и просто красивых баллад Короля Поп-музыки. Как и все великие шедевры по-настоящему выдающихся людей, она несомненно будет оценена слушателями по достоинству, когда настанет ее время.
Читайте подробнее по теме:
- Майкл Джексон: кроме его имени, вы не знаете о нем ничего / полезные ссылки для тех, кто толком не знает артиста или верит в обвинения против него;