Найти в Дзене
Omnia explicare possum

Соцреклама за вакцинацию от ковида: почему народ не бежит прививаться

Много копий сломано о вакцинацию против Ковид-19. Я здесь не буду агитировать за или против. Я хочу порассуждать о том, почему нет безумных очередей на прививку. Вернее, обозначить одну из множества причин.

Человек на рекламе явно напуган. Он точно советует добровольно?
Человек на рекламе явно напуган. Он точно советует добровольно?

Если какое-то Государство решило, что все граждане должны в обязательном порядке что-то сделать, то у него, Государства, есть, в общем, всего три пути: принуждение, заманухи и социальная реклама.

Однажды Российское Государство решило, что надо привить как можно больше россиян от Ковида-19 и пустило в ход все три метода.

ПРИНУЖДЕНИЕ. Всех закрыли по домам, отобрали льготные проездные билеты, ввели (ненадолго, к счастью) прогулки по расписанию, взялись штрафовать за вход в метро без масок и перчаток (тоже выборочно и изредка).

Что из этого подействовало? Только льготные проездные - но ведь это капля в море, дети-студенты-пенсионеры. Причем представители всех трех категорий спокойно катались на наземном транспорте зайцами и мало кого из них штрафанули - не так уж много контролеров в московских автобусах и трамваях. Сработало? Ну, такое.

ЗАМАНУХИ. Вот это стрельнуло куда лучше: как только пенсионерам объявили про подарочные тыщи денег за прививку, толпы их очень быстро пошли вакцинироваться. Потому что при нынешних пенсиях даже пятихатка деньги, чего уж там 2 тысячи российских рублей.

Возврат проездных в обмен на вакцинацию тоже сработал - если помните, в первую волну проездные сперва просто аннулировали, и только спустя месяцы объявили, что, мол, как привьетесь, так и вернем. И если отбирание проездных угомонило только часть старушек, то их возвращение обладателям подстегнуло многих идти прививаться: автобусы автобусами, но картошка на даче сама себя не прополет, а в электрички нынче без билета не попасть (пенсионерки с платформ не скачут и через заборы не перелезают - артрит-с).

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА. И вот здесь случился эпик фейл. Такой неработающей социалки как та, что за вакцинацию, поискать. Просто удивительно смотреть на эти произведения рекламного искусства, за которые наверняка заплатили немалые деньги все из того же многострадального бюджета.

Масштабнейшая рекламная кампания была и есть, между прочим - 9,2 млн человек охвата или 89% населения Москвы. Считается очень успешной. Однако количество не означает качество. Видеть-то рекламу все видели, но все ли под ее воздействием побежали прививаться? Нет, потому что ощущение, что делали рекламу не за вакцинацию, а против нее.

Что же представляли из себя рекламные плакаты? Давайте разберем несколько примеров.

-2

Начнем с того, что очень многие люди боятся уколов как таковых, поэтому вид шприца, а уж тем более воткнутой в плоть иглы вызывает отторжение. Но на этом рекламном плакате шприц это меньшее из зол: картинка полна скрытых месседжей, и ни один из них не является позитивным и вдохновляющим.

Судите сами:

  • вакцинируется явно женщина, руки вакцинатора явно мужские. В свете шумих последних лет это такой мощный намек на абьюз, что мама дорогая;
  • вакцинируемая стоит спиной к вакцинатору, голову ей "отрезали" - ни радости, ни какой-то позитивной реакции мы не видим, она "отсутствует", то есть, дистанцируется от происходящего, не принимает его;
  • укол делают со спины, вакцинатора она (чуть не написала "жертва" - музыкой навеяло) не видит - вонзаемый в плечо шприц приравнивается в данном случае только к коварному нападению с тыла и ни к чему больше;
  • руки вакцинатора имеют какой-то зеленоватый оттенок, что делает их зловещими, особенно в комплекте со шприцем - на ум приходит только какая-то мертвечина, зомби и прочие фильмы ужасов.

Не правда ли, дивная реклама?

Возьмем другой плакат:

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Эта реклама без страстей и ужастей. Но она настолько нейтральная, настолько никакая, что ни к каким активным действиям типа срочного побега в поликлинику для вакцинации призвать не в состоянии.

Светло-бирюзовый фон, по которому идут белые буквы. Молодец, дезигнер! Еще бы желтым по красному написал или красным по зеленому. Чтоб уж наверняка никто без поллитры прочесть не сумел.

Помимо каких-то белых слов, на картинке имеются два "космонавта", тоже в белом. Реклама уличная, заметьте. Подразумевается, что она читается на ходу, то есть, должна быть составлена так, чтобы бросалась в глаза, быстро и надежно притягивая внимание к главному своему месседжу. Но в таком исполнении на расстоянии она идет невзрачным фоном и никакого, повторяю, желания активно действовать не вызывает. И на размышления навести тоже не в состоянии: если верхний призыв еще как-то читается, то строчки ниже (те самые, с мотивацией!) расплываются окончательно.

Работающая реклама? Нет, конечно.

Также по стране раскидано множество картинок с какими-то людьми - известными и неизвестными, возле которых имеется какой-то агитационный текст. Подобные рекламы шоумен и музыкант Николай Фоменко в свое время обозначал как "сфотографировали мою голову".

Вот пример такой рекламы с Чулпан Хаматовой:

Ну хоть без шприцов, и на том спасибо
Ну хоть без шприцов, и на том спасибо

Чулпан - чудесный человек и трогательная красивая женщина. Но с этой рекламы она смотрит так, словно ее держат в заложниках. Ну или словно зритель только что отнял у нее самое дорогое в жизни и она то ли расплачется сейчас, то ли бросится его душить. Сразу чувствуешь вину ни за что, на ровном месте, и желание появляется только одно: отвернуться и не смотреть.

Еще один косяк: всем известно, что Чулпан учредитель фонда «Подари жизнь». О чем думали рекламщики, когда крупно писали "Сохрани жизнь и здоровье" и совсем мисипусечно - "Сделай прививку от коронавируса"? Нижняя строчка, главная!, нечитаема. Баннер стоит вдоль дороги. Машины летят на скорости. Зрителю налету понятно только одно: Чулпан продолжает спасать чьи-то жизни, какая же она молодец! Ковид тут вообще никуда не вписывается и даже на ум не приходит.

"Фотографирование голов" - это пример самой бессмысленной рекламы, какая может быть. Тем более в последние годы, когда народ уже изрядно напрягся на известных артистов, именно так располагающихся в агитках за взятие кредитов. Доверие упало ниже плинтуса. А уж неизвестных персонажей и вовсе можно обфотографироваться - действия это никакого не произведет.

В общем, провал по всем позициям и никакого энтузиазма со стороны народонаселения. Я бы написала: "А жаль", но в начале этой статьи обещала не агитировать ни за, ни против. А вы там как хотите.