Евгений Павлович Леонов – один из самых популярных актеров советского кинематографа. Окончив Московскую театральную студию, он работал в театрах Станиславского, Маяковского, а с 1970-х годов прочно обосновался в «Ленкоме», где под чутким руководством легендарного Марка Захарова сыграл ряд выдающихся ролей. Последний, кстати, снимал его и в своих фильмах: «Обыкновенное чудо» (король), «Убить дракона» (бургомистр), «Дом, который построил Свифт» (великан Глюм).
Впрочем, всенародная любовь пришла к Леонову в далеком 1961 году, когда он сыграл подставного укротителя тигров в уморительной комедии «Полосатый рейс».
Леонов был любимым актером выдающегося режиссера Георгия Данелия, который снял его в таких культовых лентах, как «Афоня», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза». Леонов весьма хорош и в драматичном амплуа, что доказывают фильмы «Донская повесть», «Старший сын», «Белорусский вокзал». Эльдар Рязанов с удовольствием снимал Евгения Павловича в своих лирико-философских комедиях «Загзаг удачи», «О бедном гусаре замолвите слово».
Леонов – любимый детский артист. Его неповторимым хрипловатым голосом говорит и скороговоркой поет очаровательный Винни-Пух, который, кстати, намного ближе к своему книжному оригиналу, чем его диснеевский коллега.
Леонов был один раз женат, у него родился сын Андрей, который тоже получил всенародную любовь уже современных телезрителей после выхода на телевизионные экраны популярного ситкома «Папины дочки», где он сыграл главную роль. Как и у всякого человека, в жизни Евгения Павловича было немало моментов, о которых он не распространялся.
Не нравилась собственная внешность
Евгений Леонов по натуре был человеком скромным и довольно чувствительным. В детстве он стеснялся своей упитанной фигуры и пухлого лица. В подростковом возрасте каждый мальчишка мечтает быть сильным, смелым, выносливым. А Женя рос небольшим мальчуганом коренастого телосложения, что придавало ему комичный вид. Впрочем, он смирился со своей комплекцией и даже научился относиться к ней с юмором.
Например, когда художник-иллюстратор знаменитой книги «Хоббит: туда и обратно» использовал в качестве образца для изображения главного героя – пухляша Бильбо Беггинса Евгения Павловича, тот был в восторге от картинок и даже выпросил себе один экземпляр нового издания.
Личные отношения
Вследствие своей стеснительности Леонов не сходился с девушками, хотя он мечтал о семье и детях. По натуре Евгений Павлович был однолюбом и рассчитывал жениться на всю жизнь. Однако отношения с прекрасными барышнями никак не клеились: то девицы уклонялись от его ухаживаний, то Леонов сам пасовал.
В конце концов актеру повезло: он женился на молодой женщине с необычным именем Ванда, которая родила ему единственного сына Андрея. Евгений Павлович баловал и жену, и ребенка.
В одном из интервью Андрей Леонов рассказывал, что сцена в комедии «Джентльмены удачи», где главный герой в исполнении его отца под трогательную музыку разглядывал фотографии детишек, была навеяна радостью актера о своем сынишке. Кстати, по мнению многих кинокритиков, Леонов с полной самоотдачей сыграл самого себя в фильме «Старший сын». Его герой – отец проблемного семейства, который по необычному стечению обстоятельств с появлением залетного молодого человека (в блестящем исполнении Николая Караченцова) назвавшегося его сыном, наконец, обретает душевный покой.
Королевские импровизации в «Обыкновенном чуде»
Коварный, вредный, но остроумный король из культовой ленты Марка Захарова – пожалуй, одна из самых запоминающихся ролей Леонова. Но мало кто знает, что блестящая игра Евгения Павловича – это во многом результат его импровизаций, которые он сочинял прямо на ходу. Дело в том, что на момент съемок актеру светила поездка в Германию. Выезд в запретный капиталистический мир во время железного занавеса было равноценно счастливому лотерейному билету, который Леонов никак не хотел упускать.
Но в роли короля Захаров видел только его и в конце концов настоял на своем. Впрочем, Евгений Павлович поставил ему необычное условие – он снимается хоть круглые сутки, лишь бы уложиться за 10 дней. Из-за сжатых сроков Леонов учил свои реплики прямо на ходу, а за неимением времени на репетиции и повторение изученного текста часто импровизировал с помощью подсказок партнеров по съемочной площадке. Возможно, именно по этой причине игра актера получилась такой яркой, фееричной и немного гротескной.
Искусственные слезы
Одна из лучших драматичных ролей Леонова – роль отца проблемной семьи Сарафанова. В этом фильме с ним сыграли начинающие молодые талантливые актеры Николай Караченцов и Михаил Боярский. Последний, между прочим, был в полном восторге от актерского мастерства Леонова и постояннно расспрашивал его, как играть ту или иную сцену. И Евгений Павлович терпеливо ему все объяснял и показывал.
Но больше всего Боярского поражало умение Леонова плакать в кадре. Дубль за дублем Евгений Павлович рыдал так натурально, что Боярский счел это высшим пилотажем актерского мастерства. Однако однажды Михаил Сергеевич случайно увидел в гримерном столике Евгения Павловича ватку, пропитанную аммиаком. Так был раскрыт секрет слез именитого артиста; впрочем, это забавное «разоблачение» ничуть не умаляет его талант в изображении Сарафанова, который является нравственным центром фильма.
Соленые огурчики и другие гурманские замашки великого артиста
В жизни Евгений Павлович был очень похож на Винни-Пуха: любил вкусно и сытно покушать.
Обожая семью, он регулярно приносил домой как всякие вкусняшки и дефицитные деликатесы, так и простую еду, вроде картошки или овощей. На одном из концертов Евгению Павловичу перепала баночка аппетитных соленых огурчиков. Его партнеры по сцене намеревались закусить ими после утомительного выступления. Однако Леонов оказался проворнее: он прихватил баночку с собой и увез к себе домой, хотя соленые огурчики не были дефицитом в Советском Союзе.
Но и своих гостей Леонов угощал от души. Елена Шанина, первая исполнительница Кончитты в легендарной рок-опере «Юнона и Авось», вспоминала, как он угощал ее так, что она едва могла дышать после обильного застолья.