Найти тему
Христианство и смысл жизни

Зачем соблюдать посты, установленные Церковью?

Оглавление

«и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.» (Лк. 14: 27).

Соблюдение постов, установленных Церковью, а также регулярное посещение храма Божия, приобщения Святых Христовых Тайн, Исповедь очень важны для верующего человека. Это имеет важное духовное значение. Почему это так? Господь здесь на земле создал Церковь, которая является Домом Божиим: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины.» (1-е Тим. 3: 14-15). Одновременно Церковь является невестой Христа. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.» (2-е Кор. 11: 2). Церковь – это Небо на земле, в ней присутствует Бог, как в святом городе новом Иерусалиме на Небе, так в Церкви на земле. Святой город Иерусалим является невестой Агнца и Домом Божием на небе, Церковь – на земле. «И пришёл ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознёс меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.» (Откр. 21: 9-10). «Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме.» (Псалом 134: 21). Церковь – свята и непорочна, она является также Телом Христовым: «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.» (Еф. 5: 23-27). «Церковь является святой по образу создавшего её Бога, Который Свят по Своей природе. Святость Церкви основывается отнюдь не на совокупных заслугах и добродетелях её земных членов, а на святости Иисуса Христа, Чьим Телом она является.» Митрополит Иларион (Алфеев). Церковью установлены таинство Крещения, таинства Покаяния и Причастия для омытия грехов своих членов, освящения их. «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.» (Псалом 50: 7). В Церкви верующие участвуют в Богослужениях, слушают Слово Божие, которым она назидает их ко всякому благочестию и чистоте. Она устанавливает посты, которые являются мощным оружием против дьявола и способствуют также очищению души и тела: «сей же род изгоняется только молитвою и постом.» (Мф. 17: 21). Одним словом, святая Церковь соблюдает Слово Божие в чистоте и ведёт христианина в Царствие Небесное. Кроме Великого поста Церковью установлены ещё Петров пост, Успенский и Рождественский пост. Кроме этого установлены еженедельные постные дни: в среду и пятницу, кроме сплошных седмиц. Пост в среду установлен Церковью в память о предательстве Христа Иудой. А пост в пятницу – в память о крестных страданиях Спасителя. А каждое воскресенье – это малая Пасха.

-2

Каждый христианина, соблюдающий посты, установленные Церковью, принимающий участие в Богослужениях, таинствах Церкви, назидаемый Словом Божием, оказывает послушание Церкви, а значит и Богу, потому что Церковь повинуется во всём Христу, как жена мужу, как говорит Апостол Павел в вышеприведённом отрывке. (см. Еф. 5: 23-27) и такой человек является частью её. Как говорит Апостол что мы, христиане – члены Тела Христова: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.» (1-е Кор. 12: 12-13). Чтобы человеку войти в святой город новый Иерусалим, построенный Господом, нужно построить его в своей душе. Это и есть то Царствие Божие, которое внутри нас есть: «не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк. 17: 20-21). В святом городе, новом Иерусалиме царствует Господь. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.» (Откр. 21: 3). Если Господь царствует в новом Иерусалиме, куда мы хотим войти, то там исполняется Его воля, то и в наших сердцах должен быть новый Иерусалим, где царствует Господь и исполняется Его воля, выраженная в Его заповедях, а также в правилах, установленных Церковью, потому что как мы говорили выше, Церковь повинуется Богу, а человек повинующийся Церкви, повинуется Богу тоже. Человек также призван быть домом Божиим - храмом Духа Святого. «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1-е Кор. 3: 16). Такой человек пребывает во Христе, как член Церкви – его Тела, а Христос в нём. Он вместе со всей Церковью соблюдает посты и другие правила, установленные ей, является её членом. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.» (Ин. 15: 4-6). А Христос в нас пребывает, когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн. Причастие Тела и Крови Христовы зажигает в нас любовь, укрепляет в добродетели, удерживает от греха: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём.» (Ин 6: 56). А Таинство Причастия совершается только в Православной Церкви. Такая душа, живущая благочестивой жизнью, послушная Богу и Церкви, верная Ему, приукрашенная добродетелями, освящённая через таинства Церкви, приготовляется в невесту Господу. «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.» (Откр. 21: 2). Святой город новый Иерусалим, как нам известно, должен быть в сердце у человека.

-3

Мир не придерживается этого всего, не соблюдает постов, он живёт совсем другой жизнью, живёт страстями, которые господствуют в мире: «весь мир лежит во зле.» (1-е Ин. 5: 19). Мир представлен в Откровении Иоанна Богослова, как великая блудница, жена, сидящая на звере багряном: «И пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим.» (Откр. 17: 1-6). Жена восседает на багряном звере, святыми отцами это истолковывается, как то, что она превознеслась в своей гордыне. Но этот мир живёт в душах людей, которые любят мир с его плотскими удовольствиями, такие люди не любят Бога. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» (1-е Ин. 2: 15-17). Кто-то не посещает храм Божий, живёт мирской жизнью, при этом говорит, что у него Бог в душе. Но скорее в душе у такого человека мир, с его страстями. «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую даёт благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.» (Иак. 4: 7). Как же верующий может обходиться без таинств Покаяния (Исповеди) и Причастия? 80-е правило Трулльского Собора звучит так: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

-4

Многие не хотят соблюдать церковные уставы, потому что нужно принуждать себя соблюдать посты, молиться, перед Причастием тоже необходимо держать пост два-три дня, многим это кажется сложным, удобнее жить мирскими удовольствиями. Но Господь говорит, что тот, кто не берёт своего креста и не идёт за Ним, не отвергается себя, то и не может быть Его учеником. Ведь в гору, на которой находится святой город Иерусалим, как мы прочитали в вышеприведённом отрывке (Откр. 21: 9-10) идти сложнее, чем с горы. Церковь настоящая здесь на земле гонима, об этом говорится в Откровении. Церковь представлена, как жена, облечённая в солнце: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню, в своё место, от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змей из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь её рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.» (Откр. 12: 13-17). Река, которую пустил дракон, это река искушений, соблазнов, как-раз-таки, которые присутствуют в мире. Церковь, настоящие верующие убегают этих соблазнов и искушений, убегают греха. Господь, как нам известно, является Спасителем Церкви, Своего Тела, Он спасёт Церковь, и она будет прославлена со Христом: «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.» (Мф. 13: 43). А мир, великая блудница будет подвергнута Суду Божию и наказана за свои злодеяния: «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам её; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на неё казни, смерть, и плач, и голод, и будет сожжена огнём, потому что силён Господь Бог, судящий её.» (Откр. 18: 6-8). Мир с его страстями, плотскими удовольствиями идёт в погибель.

Истинно верующим надо держаться Православной Церкви, потому что Церковь — это спасительный ковчег от тех волн зла, которые нашли на этот мир и готовы погубить всех. А Церковь защищает верующих от греха, настраивает придерживаться всякого благочестия и чистоты, потому что сказано: «и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её;» (Мф. 16: 18).

-5

«И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её; ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её.» (Откр. 18: 4-5).

«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.» (Откр. 21: 23-27).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!