Здравствуйте, дорогие читатели!
Что такое АБС? Аббревиатура расшифровывается, как антиблокировочная тормозная система. ABS - Antilock brake system.
Что делает эта система? Система не позволяет колёсам перестать вращаться до тех пор, пока скорость автомобиля превышает какой-то порог, обычно 10 - 20 км/ч.
Зачем система это делает? На вращающемся колесе лучше сцепление с дорогой и сохраняется возможность управлять автомобилем.
Вроде бы прекрасно, но есть и минус, один, но очень существенный. Когда на дороге снег, лёд, песок, гравий и колесо заблокировалось, оно нагребает перед собой вал, и упирается в него. А АБС не даёт колесу создать этот вал. Следовательно тормозной путь увеличивается. Вот это и есть главный опасный минус системы, зимой лучше без АБС. Кто-то это понимает, кто-то наоборот. Массово АБС ставится с 1978 года на автомобили, но люди до сих пор спорят, удлиняет или укорачивает она тормозной путь. Забегая вперёд, и те, и другие правы, но сами не знают когда и почему. На рыхлом покрытии АБС удлиняет тормозной путь. Не берём в расчёт ситуации, когда покрышки не соответствуют типу покрытия или сезону, прекрасно же понимаем, что зимой летнее колесо не работает, так же как "шоссейка" в торфяном болоте.
Тогда зачем придумали эту бесполезную и даже опасную систему? А она не бесполезна в первую очередь для рядового автолюбителя, ведь у большинства часто не хватает навыков управления в стрессовой ситуации. При экстренном торможении люди ещё и рулём крутят, пытаясь объехать препятствие. Что кстати запрещено ПДД.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
И вот чтоб человек имел шанс препятствие объехать, АБС делает автомобиль управляемым. Хоть это и противоречит Российским ПДД. Если водитель опытный, всю жизнь проездил на машине без АБС, владеет приёмом прерывистого торможения, то ему и не нужна эта система. Но! Опытный человек чувствует грань блокирования колёс и может приотпустить педаль. При этом он снизит давление во всех тормозных цилиндрах, а АБС сделает это только в том колесе, которое заблокировалось, позволяя остальным эффективно выполнять свою работу. Так же если под левыми и правыми колёсами разное покрытие по коэффициенту сцепления, то АБС при экстренном торможении не даст автомобилю уйти с траектории. Автомобиль без АБС будет уводить в сторону. Коррекция увода рулём на заблокированных колёсах невозможна.
И теперь на чистый асфальт.
На асфальтовом или асфальто-бетонном покрытии АБС сокращает тормозной путь! Не сама она сокращает конечно, а помогает уменьшить путь в случае экстренного торможения. Катящееся колесо имеет большую силу трения по сравнению со скользящим по асфальту. Когда колесо идёт юзом по асфальту, пятно контакта разогревается до температуры плавления резины. И эта мягкая или уже жидкая резина не держится за покрытие, а наоборот работает, как смазка. Вот именно с этим эффектом борется АБС. Вся польза АБС раскрывается на хорошей дороге с твёрдым покрытием.
И немного про ПДД. ПДД запрещают маневрировать в случае возникновения опасной ситуации. Во первых ПДД изначально говорит, выбирайте скорость исходя из дорожной обстановки и состояния транспортного средства. Хоть это и выглядит, как оскорбление в адрес молодого "горячего" автолюбителя, но одно только это во много раз сократит вероятность попадания в ситуацию, когда требуется экстренное торможение, чтоб не стать "холодным" и "вечно молодым". Так же ПДД "говорит": снижайте скорость вплоть до полной остановки.
Почему нельзя маневрировать?
Смотрим на пропагандистское изображение о пользе АБС. Как ведёт себя автомобиль с АБС и без неё. Да, автомобиль с АБС управляется, да, препятствие в виде другого автомобиля объехал. Но оказался на встречной полосе, а там можно лобовой удар поймать, что гораздо опаснее наезда на попутный транспорт. Вот по этой причине ПДД запрещают маневрировать, только замедление или остановка.