Азбука юного художника : Исаак Ильич Левитан

"Великие русские живописцы"

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.
Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 — 22 июля (4 августа) 1900) — талантливый представитель русской пейзажной живописи, великий русский художник, мастер «пейзажа настроения». Рассказать простыми словами о его творчестве, значит не сказать ничего. Его богатая и восприимчивая натура помогала ему тонко чувствовать изменение состояний природы, передавать в своих картинах различные ее настроения, и в каждой его картине мы чувствуем и видим великую русскую душу художника. Я попробую рассказать о его творчестве словами великих людей и словами самого Исаака Ильича Левитана.
Автопортрет. 1880-е

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.

"Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе. И трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу, не подпадут под обаяние его редчайшей способности передавать все оттенки, все особенности характерных признаков и черт природы средней полосы России." (Иогансон Б.В.)
Осень. 1890-е

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-2

К сожалению, о детстве художника почти нет сведений, потому что он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.
Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат — художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки.
В 13 лет Исаака приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Пребывая на обучении, зачастую у него не было места для ночлега. В таких случаях, после завершения вечерних уроков, молодой художник проводил время на последнем этаже здания училища. А после долгой ночи у него опять было время на мечты о природе, которую он очень любил.
"Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей." (Левитан И.И.)
Осень. Дорога в деревне 1877 Холст, масло

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-3

Уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже.
“Левитану давалось все легко, — вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров, — тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой”. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.
"Как странно все это и страшно - как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира - земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство в нем есть что-то небесное - музыка." (Левитан И.И.)
Облако. 1878

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-4

Левитан блестяще окончил училище, но из-за происхождения ему был вручён диплом учителя чистописания.
«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — писал Константин Паустовский.
Совет Училища не принял представленную Левитаном на соискание Большой серебряной медали и звание классного художника картину «Осенний день. Сокольники», и Левитан вышел из Училища с дипломом неклассного художника. Его отношения с Училищем прервутся на много лет, вплоть до того, как он вновь войдет в него, но уже знаменитым художником - руководителем пейзажной мастерской.
Осенний день. Сокольники. 1879

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-5

Ему было только 19 лет. "...По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости... Жизнь самого Левитана дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце...", - писал Константин Паустовский
И благодаря именно этой картине, Левитан получил своё первое признание, как художник. Картина экспонировалась на московской выставке, там к нему подошёл Третьяков и предложил 100 рублей за работу «Осенний день. Сокольники». Смущённый парень просто не мог отказать.
С этой же картиной связана одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П. Чеховым. Левитан сильно подружился с А.П. Чеховым задолго до того, как оба приобрели славу. Помимо того, что они ровесники, можно сказать, что судьбы их во многом похожи, оба гения приехали в Москву из провинции. На картине «Осенний день. Сокольники» есть фигура человека, но мало кто знает, что она была добавлена Николаем Чеховым, братом известного писателя.
Осень. Охотник 1880

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-6

Его “пейзажи настроения” обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А. Шопенгауэр). Пейзажи певца русской природы не просто фотографическое изображение натуры — художнику удалось передать её живое дыхание. Недаром критик В. В. Стасов называл картины Левитана эмоциональными поэмами.
Осенний пейзаж. 1890-е

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-7

Пребывая в Москве, живописец некоторое время снимал меблированную комнату на улице Тверской. Хозяйка брала с него плату только этюдами, а деньгами – никогда. При этом, выбирала она их очень щепетильно.
Был период, когда в Москве Исаак Ильич в мастерской С. Морозова – очень богатого купца. Последний настолько был доволен его работой, что отдал свою роскошную мастерскую, включая слугу, в полное распоряжение живописца.
Туман над водой. 1890-е

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-8

"Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов. В большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно почувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразится правильное и полное впечатление виденного." (Левитан И.И.)
Рисунки и акварели Левитана составляют органическую часть его творчества. В них так же, как и в картинах, выразились поэтическое восприятие природы художником, глубокое проникновение в ее жизнь, умение подметить тончайшие движения, изменение освещения. Часто беглая набросочность рисунка, фиксирующего натуру, делает его особенно выразительным. В движении карандаша как бы непосредственно запечатлевается живое, неповторимое переживание, очарованность художника созерцаемым пейзажем. Рисунки Левитана — это всегда рисунки живописца. Большинство из них являлись либо этюдными, либо эскизными набросками, которые в дальнейшем так или иначе использовались в картинах. А самостоятельные рисунки и акварели были схожи с его живописными работами.
Лесное озеро. 1890-е

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-9

Первую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в 1890 г. по Русскому Северу. Полотно приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи. В 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне, расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в Сибирь. Эти места художник запечатлел в картине «Владимирка» (1892 г.).
Тихая обитель, 1890

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-10

В девяностых годах Левитан совершил ещё одно путешествие, на этот раз по Волге. Там родилась картина «Свежий ветер. Волга» (1891—1895 гг.). Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить ему разрешение на проживание в Москве.
“Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. В Италию не еду, а через неделю-две еду в Париж посмотреть выставки, — пишет он художнику А.М.Васнецову, — воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, — реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист”.
"Вся жизнь, все творчество Левитана прошли над любимой им страной, над ее природой благотворным дождем, после него над русским пейзажем воссияла чудесная радуга, в ворота которой должны проходить все художники, любящие свою страну, свой народ, свою природу". (Нисский Г.Г.)
Большая дорога. Осенний солнечный день. 1897

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-11

Возвратясь домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа, преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажей — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников Левитана вспоминал: “Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком... Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые”
Тяга 2. 1899

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-12

Когда открылась пейзажная мастерская, почти половина большой комнаты была отведена под уголок леса, в котором были ели, небольшие деревья с желтыми листьями, зеленый мох, дерн, кадки с папоротниками. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. И.Е.Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. Левитан советовал своим ученикам не ограничиваться поисками удачной композиции, нужного колорита. Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами. “Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, — говорил Левитан. — Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов”
Левитан был очень внимателен к своим ученикам. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Иной раз Левитан замечал, что его ученики материально нуждаются, и немедленно оказывал им помощь. Помогал он очень тактично, не обижая.
"Ищите общее. Живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон. Пишите по-русски, как видите. Зачем подражать чужому, ищите свое." (Левитан И.И.)
Дорожка

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-13

"Видишь телегу - рисуй телегу, видишь корову, рисуй так, как видишь, старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или другой картины природы." (Левитан И.И.)
С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал
И слышал он трав прозябанье...
"Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место." (Левитан И.И.)
Въезд в деревню. Конец 1890-х

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-14

Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту. Дружили они своеобразно: могли бесконечно шутить друг над другом, но дошедшие до нашего времени письма говорят о том, что лишь Чехов был в курсе всех переживаний художника, а значит - самым близким и дорогим другом. Кому еще, как не Чехову, Левитан мог написать следующие строки: "Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи..." В то же время, Чехов пишет одному из своих друзей: "Талант его (Левитана) растет не по дням, а по часам..."
У Чехова в Крыму Левитан встретил новый 1900 год, последний год своей жизни. Две недели провел Левитан с Чеховым, рассказывал писателю о новых замыслах, о еще не написанных картинах, о своих учениках... Летом он покинул его, желая сопровождать своих учеников.
Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Так было и летом 1900 года. Ученики Левитана поселились в Химках. Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: “Где Левитан, где Исаак Ильич?” В ответном письме Левитан, всегда ценивший шутку, писал: “Передайте грачам, что как только встану — приеду. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет”.
Но Левитан уже не встал. 22 июля 1900 года он умер.
Золотая осень 1895

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-15

Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти “тихую обитель”.
На одной из выставок картин были представлены творения Левитана. Проходя мимо них, император Николай 2 заметил, что "не стоит выставлять в галерее незаконченные картины". Тогда Левитан ответил ему: "Ваше величество, я считаю эти картины вполне законченными". Это была величайшая дерзость по тем временам.
Над вечным покоем. 1893-1894

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-16

Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.
По мнению самого художника — это одно из главных его произведений. Как он пишет Третьякову — собирателю галереи: «…в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание…» (май 1894). Философии в этой картине, дум и настроений — несколько килограмм. Они личные, и каждый в ней видит что-то своё — кто-то собирательный образ России, кто-то — мятущуюся русскую душу-христианку, другие — просто ненастный день.
Работая над этой картиной, Левитан просил играть ему беспрестанно «Лунную сонату» Бетховена. Не было тогда техники соответствующей, и натирая мозоли на пальцах, музицировала ему Софья Петровна Кувшинникова, которая и поехала с ним на этюды на Волгу…она на несколько месяцев уезжала на этюды с Левитаном и его другом художником Алексеем Степановым.
Кстати, дорогие друзья, все знают рассказ «Попрыгунья» — небольшой, всего страниц 20, прототипом главных героев которого и стали Левитан и Кувшинникова. Это послужило причиной ссоры между писателем и художником. Чехов отшучивался перед обществом: «Моя Попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода». Это не сильно извиняло его в глазах оскорбленного Левитана, и несколько лет они вообще не общались, тяжело переживая этот разрыв отношений, мучаясь и страдая, пока их не помирила Т.В. Щепкина-Куперник. Ну это совсем отдельная история.

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-17

"Левитан понял, как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы, ее грустное очарование... Живопись его, производящая впечатление такой простоты и естественности, по существу, необычайно изощренна. Но эта изощренность не была плодом каких-то упорных усилий, и не было в ней никакой надуманности. Его изощренность возникла сама собой - просто так он был рожден. До каких "чертиков" виртуозности дошел он в своих последних вещах! Его околицы, пристани, монастыри на закате, трогательные по настроению, написаны с удивительным мастерством." (Головин А.Я.)
В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро. Русь» — осталась незаконченной.
"Окончить картину иногда очень трудно. Иногда боишься испортить одним мазком. Вот и стоят они, "дозревают", повернутые к стене. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать. Чтобы закончить, иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь." (Левитан И.И.)
Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 года на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники Валентин Серов (приехавший на похороны из-за границы), Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Илья Остроухов, Николай Касаткин, Леонид Пастернак, В. В. Переплётчиков, Константин Юон, Витольд Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.
Через 2 года, в 1902 году, Авель Левитан установил памятник на могиле брата. 22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.
В честь И. Левитана названа улица в Тель-Авиве. В Израиле хранится много произведений Левитана, о существовании которых долгое время было неизвестно в СССР, а затем и в России.
Осенний лес. 1886

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-18

В 1901 году прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме ранее экспонировавшихся, некоторые произведения были выставлены там впервые, среди них неоконченное полотно «Озеро. Русь» (1900).
"Передо мной целый ряд новых, начатых или полуоконченных чудных работ! Целый ряд блестящих затей, новых художественных замыслов, новых мотивов, в которых еще с большей силой и прелестью развертывается его дивный дар - так поэтично передавать русскую природу. Целый ряд новых, широко и красиво начатых пейзажей-песен, с присущей ему чарующей прелестью, с особенным, ему лишь свойственным настроением и тонкой музыкой-словом, со всеми теми свойствами его тонкой художественности личности, которые на обычном языке у нас выражаются одним словом - "по - левитановски". (Пастернак Л.О.)
В лесу осенью. 1894

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-19

"Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года." (К.Паустовский)
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю..." (Паустовский К.)
Осенний лес. 1899

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-20

Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве... Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, - это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух - тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте - как в речи. Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в театре." (Шаляпин Ф.И.)
Осиновая рощица. Серый день. 1884

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-21

"Особенно большая заслуга Левитана в том, что он, бывая за границей, не поддался влиянию ни одного из современных тогда, весьма разнообразных и модных течений в европейском искусстве. Все эти влияния Запада не отразились на его творчестве; он до конца своей жизни сохранил свое лицо художника, свою сущность и навсегда остался верным своей родине..." (Бялыницкий-Бируля В.К.)
Последние лучи солнца. Осиновый лес. 1897

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-22

"Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве." (Левитан И.И.)
Исаак Ильич Левитан: Осинник

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-23

Глядя на произведения пейзажной живописи многих художников, можно любоваться белоствольными берёзами, остроконечными елями, стройными высокими соснами, раскидистыми и величественными дубами – на них можно невольно заглядеться, но только не на осину.
Однако, случается, в тихий день, когда ни на одном дереве листок не колыхнётся от неуловимого дуновения ветерка, вдруг послышится шум, как шуршание, на который с удивлением оглядываешься и видишь, что это беспокойно «трепещут осины», у которых дрожат листья, с ласковым шелестом поворачивая к нам то одну, то другую свою сторону.
В лесу обычно не замечаешь осин, не обратишь на них никакого внимания, поскольку они какие-то неприметные, «скромные» деревья. Левитан же сумел воспеть их тихую красоту, словно влил душу в каждое деревце, в каждый его листик, сумел показать скромное великолепие осинового пейзажа.
Осина - одно из самых распространенных деревьев Средней полосы России. Ее характерный признак - светлая серовато-зеленая гладкая кора. В темноте ее можно суметь спутать с березой, хотя если кору потрогать руками, то отличие от бересты заметно.
Лишь с первым дыханием осени мы наконец-то с восторгом и тихой грустью замечаем красавицу-осину. Непременно вспоминаются строки поэта: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса». Золотом отливают берёзы, а осины горят и отсвечивают багровым цветом зари. Слетевшие на землю круглые осиновые листья лежат, как рассыпанные монеты, и светятся, переливаясь всеми оттенками красного, вишнёвого и жёлтого цветов. Без осин осенний лес потерял бы свою неповторимую прелесть. И, по-видимому, совсем не случайно слова «осень» и «осина» тесно связаны между собой: их породнила красота, мимо которой не пройдёшь равнодушно.
В середине лета в лесах появляются изящные красноголовые грибы с пушистой белой ножкой – подосиновики, такие желанные трофеи для каждого грибника.
Зимой горькая кора осины – любимое лакомство для многих его жителей. Около упавшей осины пируют мыши, зайцы и лоси, которые быстро находят такие деревья и, пока не обгрызут ствол и каждую веточку добела, не покидают это место. Да и трудолюбивые дятлы охотно выдалбливают в них дупла, служащие приютом для пернатых.

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-24

Вдохновлённая творчеством Левитана, трогающей красотой Осиновой рощи и была создана эта работа.

Живопись пластилином для детей " Осиновая роща"

"Великие русские живописцы" Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу рассказать о одном из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.-25