Одна из основных достопримечательностей Александрии — это Колонна Помпея. В общей сложности данный комплекс мало чем отличается от посещенных ранее руин и катакомб. Разве что объединяет в себе и руины, и катакомбы за один входной билет.
К великому римскому полководцу Помпею этот комплекс развалин спорное отношение. Так эту колонну обозвали обосновавшиеся в Александрии крестоносцы. Но при этом памятник действительно римского периода.
Существует версия, что колонна действительно была построена Помпеем, только другим в честь какой-то чужой победы. Есть версия, что ее построил
Мне больше нравится версия, которую я подслушал у экскурсовода: Колонна является единственным сохранившимся фрагментом храма Сераписа — позднего греческого бога, объединившего в себе черты египетских Озириса и Аписа. Разрушили храм христиане в борьбе против язычников. И еще ходят слухи, что в этом храме хранились остатки Александрийской библиотеки после знаменитого пожара.
После входа в комплекс колонна сразу бросается в глаза. И такое ощущение, что смотреть тут больше нечего. Как в Тадж-Махале.
Огромная колонна из красного гранита у подножия имеет 9 метров в обхвате.
Колонну мы обошли со всех сторон и наделали миллион фотографий.
Ну и вот такая фотка
Для того, чтобы понять грандиозность колонны — фотография постамента вблизи.
В постаменте нами обнаружена дырка. Похоже на отдушину в фундаменте.
Куда я естественно заглянул. Под колонной находится какая-то камера, испещренная рисунками. Явно древними, но что там — не разобрать. Да и что там вообще что-то есть стало понятно только на фотографии. Отверстие узкое, камеру только засунуть — при свете вспышки ничего разобрать не успеваешь.
Мне одному кажется, что пытались изобразить какой-то египетский ритуал с урнами, а получился прекрасный бар под-старину.
От подножия колонны открывается вид на входной ансамбль и город за ним.
Из комплекса я сделал еще несколько фотографий городских зданий по соседству — выложу самые интересные, а потом вернемся к развалинам. Тем более, что не совсем понятно, где кончаются руины и начинается город.
Вот например, наполовину разрушенное здание вполне гармонично вписывается в общую картину зданий не разрушенных.
А вот здание, на котором видны все лестничные пролеты.
Или вот тоже интересный очень бак на крыше. Футуристичный такой.
Но вернемся к нашим руинам. Найдите сфинкса.
Перед колонной стоят два шикарно сохранившихся сфинкса.
На самом деле это некая эклектика — смешение стилей. Позднеантичная греческо-римская колонна и раннеантичный египетский сфинкс.
Сфинксы небольшие.
Но очень симпатичные. И хорошо сохранившиеся.
Весь комплекс снабжен аккуратными дорожками и мостками. Мостовая очень похожая на современную.
Кругом стоят невероятно пыльные каменные лавочки. Тоже очень похожие на новодел, хотя могу и ошибаться.
Развалины же между дорожками, закрытые для прохода, но открытые для обозрения выглядят довольно неряшливо.
Кроме основной огромной колонны тут рядками расставлены обломки маленьких.
И совсем маленьких колонн
А в некоторых местах эти обломки не стоят, а лежат. Тоже кучами.
Вот эта колонна сохранилась получше — подлиннее. И лежит обособленно.
И лишь эта одна-единственная колонна составляет слабую конкуренцию возвышающейся над всем ансамблем громадине. Она достаточно высокая, чтобы не называться обломком и стоит вертикально.
Может быть эта колонна - остатки храма Серписа? А та большая все-таки римская триумфальная. Уж больно она огромная для храма.
Отдельно стоят сохранившиеся ордеры колонн.
Там на табличке даже написано, что это: "Коринфская капитель с растительным орнаментом"
Тут и там по комплексу разбросаны скульптуры, не понадобившиеся ни одному музею.
Этот скарабей приятное исключение — сохранился хорошо. Торчащих деталей нет — вот ничего и не откололось. И он довольно объемный для статуи жука.
Зато остальные скульптуры оставляют желать лучшего. Вот части египетских статуй. В основном нижние.
Здесь кажется, что кто-то лазерным мечом махнул неаккуратно.
А это явно римская школа.
Голова льва.
Не всем сфинксам повезло так сохраниться как вышеописанным. Основная масса сфинксов выглядит так.
Или и того хуже — вот так.
Египетского тут все-таки больше, чем римского. На табличке написано, что серый гранитный блок содержит надписи и сцены, а вот о чем и чего - обрезано.
Но и римского хватает. Типичный римский саркофаг.
Здесь на табличке тоже написано, что это "римская ванна"
Хотя мне кажется, что ванна выглядит примерно вот так.
Назначение других изделий вообще непонятно. Эта штуковина маловата для ванны и узковата для саркофага.
А что это огорожено — вообще не ясно.
Иногда встречаются непонятные информационные таблички. Без экскурсовода не разберешься.
Ниломер - написано, это некая градуированная колонна, показывающая уровень воды в Ниле, использовавшаяся со времен Фараонов. Вот только Нила я в Александрии не видел.
Да и табличку я сфотал, а саму колонну не заметил.
Кое-где в земле наблюдается древняя кирпичная и каменная кладка.
А вот тут раскопан целый коридор.
Периодически, то тут, то там встречаются намеки на то, что есть и подземная часть комплекса. Отдушина.
Колодец.
Раскопанный коридор
Подземный ход
Но поблуждав по территории, мы все-таки обнаружили проход под землю, открытый для туристов. "Коридор ведет в Подземные галереи"
Если верить путеводителям — эти катакомбы служили для захоронения священных быков Аписов. И людей здесь не хоронили.
Катакомбы представляют собой длинные узкие коридоры.
Расположены они в несколько ярусов.
Отверстия в стенах небольшие. Сначала одолевают сомнения, что в такую выемку можно поместить быка. Но в одном из таких углублений действительно насыпаны кучей кости какого-то животного.
В самом конце открытой для посещения части катакомб находится вполне современная статуя священного быка Аписа.
Выбравшись из подземелья сделали еще пару снимков небогатой тут растительности и двинулись к следующим достопримечательностям.