Здравствуйте, я много лет работал на телевидении. Многое видел и многое показывал. В 35 лет я незаметно для себя вошёл в странное эмоциональное состояние и сейчас хочу поделиться и выговориться. Короткая исповедь Вам…
Телевидение - составное понятие из греч. «Далеко» и лат. «Видение». Некогда удивительная технология электросвязи для передачи на расстояния движущегося изображения и звука. А сегодня она такая же обычная как электричество или водоснабжение.
В 23 года, я с помощью лучшего друга устроился на провинциальный канал помощником монтажёра - подготовка кассет для журналистов, операторов, отсмотр видео материала для монтажеров на предмет брака.
Впервые познакомился с закулисьем этого мира. Авторы, журналисты, операторы, корреспонденты, осветители, гримеры, ведущие, редакторы, видеоинженеры, монтажеры, водители. Увидел с каким трудом производится видеомонтаж на постах линейного монтажа, как по несколько раз перезаписывают голос или видео, стремясь к интересному и безошибочному. Видеомагнитофоны, бетакамы, камеры, сотни и тысячи шнуров, штекеров и просто не понятных но точно важных штуковин. И всем этим мог управлять один человек - режиссёр.
А выпускающий режиссёр или он же выпускающий редактор проверяет изготовленный продукт (ролик, сюжет, выпуск, серию, цикл) на предмет соответствия техническому заданию, идее и формату.
Я тогда был околдован этим сложнейшим процессом превращения чьей-то мысли в то, что на экранах видят миллионы людей. Делая самые первые шаги в этой индустрии я тайно «зацелил» себе - когда-нибудь я буду решать что люди будут видеть что будут чувствовать при этом и думать.
Мне хотелось изучать и понимать всё что там происходило и я это делал. Понял как ставить свет и какие есть светосхемы. Как пишутся тексты и сценарии, благо с русским языком я дружил всегда. Работа с камерами и другой техникой тоже давалась легко. К моменту когда я самостоятельно из материала создавал сюжеты и ролики за монтажным столом, шел переход от аналогового вещания к цифровому. Постепенно стали отходить на задний план большие кассетные камеры, линейный монтаж с видеомагнитофонами и кассетами превращался в нелинейный, компьютерный монтаж. Я и это освоил быстро, компы позволили выигрывать в видеоиндустрии время. Да и в целом мир в то время менялся каждый день, с пейджеров к кнопочным трубкам, дальше сотовая связь и интернет. В общем все понеслось с огромной скоростью опережая наверное даже сам прогресс. Я несколько раз отходил от телевидения, образование высшее юридическое (учился 12 лет, несчастная любовь знаете ли)))), работал автомехаником и мотомехаником, системным администратором, но всё равно постоянно был так или иначе заинтересован и охвачен теликом.
Позже меня стали интересовать уже не просто механизмы создания видеоконтента, а механики влияния, механики того, что происходит в голове у зрителя и почему, и как добиваться нужного результата - нужной эмоции, реакции.
В этот период была возможность переехать в Москву и я ухватился за неё.
О! Это была фантастика! Огромный мегаполис где уровень того что меня интересовало казался просто запредельным. В Москве мне показалось я увидел как телевидение учит людей, как оно просвещает, как помогает видеть мир тем у кого нет возможности путешествовать. Телевидение стало даже лечить! Я просто утонул во всем этом! Мне нравилось спорить и отстаивать то хорошее что казалось ещё есть для зрителя. Я неоднократно скрытно нарушал эфирные регламенты, подменял картинку, звук, старался улучшить смысл подаваемого материала. Я считал что в состоянии защитить зрителя от встречающихся ошибок при производстве, да и просто от незаинтересованных, некомпетентных телевизионщиков. Увлеченный своим делом не заметил как перевёз в Москву жену и двух сыновей. Да, деньги появились, но я не замечал как меняется климат в семье и как меняюсь я сам. Самостоятельно изучал влияние на людей, от мелочей - почему мозг человека обрабатывая информацию с глаз в первую очередь видит движение, потом форму предметов и только потом цвета. До глобальных категорий, аля - политтехнологий, эмоциональный накал поколений, разницы ценностей и потребностей классов общества. Я работал не просто много, а постоянно, не спать два дня? - да легко! Обедал вчера - запросто! Я стал употреблять наркотики, они помогали мне быть сверх продуктивным и быстрым как в мышлении так и в реализации задуманного, но взамен уходили здоровье, люди и пришло одиночество. Это уже сейчас я понимаю что не только я оказался слаб и глуп в житейском плане, но и ОНО - ТВ, изменило и меня. На людей я стал смотреть как на объект влияния, да же в транспорте или в магазине я изучал поведение людей. Исчезло желание помогать, его заменила жажда наживы и чувство превосходства.
Известно что деньги в эту индустрию поступают исключительно от властьимущих, и конечно же деньги поступают с чёткими формулировками поставленных целей. В основном это поддержка гос. систем, того что важно для существования государства, страны в целом - то что Вы, люди думаете о жизни придумано и навязано Вам, все образы о семье, о других странах, о том как нужно поступать в различных ситуациях, о том что нужно думать и как думать, чего бояться и к чему стремится, что покупать и что уважать, большая часть мировоззрения навязана, - реклама, сериалы, мультики для маленьких, дешевый трёп в различных шоу. Конечно не все есть плохо, люди не смогут существовать без тв, интернета, радио, все это нужно, все это океан информации в котором мы живём.
Первым ударом для меня был короткий разговор с главным редактором крупного проекта на федеральном канале. (Естественно никаких фамилий и названий) Речь шла о механике влияния под названием «окно Овертона» или «окно дискурса» Это когда совсем неприемлемое в обществе явление (в моем случае пидарастия и смена пола) постепенно, регулярно упоминаясь в разных контекстах и в разных формулировках становится в обществе вполне приемлемым явлением и в конце концов закрепляется на законодательном уровне.
Эта технология может отрабатываться годами и десятками лет. Например, на мой взгляд очень яркий и почти законченный проект с этой технологией это фашизм в Украине.
Мне тогда стало страшно за моих сыновей. После просмотра материала к эфиру я указал на наличие этой манипуляции редактору а в ответ получил фразу - «все в порядке Саша, это нормально, так надо…» Сказать что я был в шоке, это ничего не сказать. Была мысль даже обратиться в фсб, текст с видео картинкой легко интерпретировался как пропаганда пидарастии, которая собственно запрещена в России, но я зассал, впал в какой-то ступор. Мир в котором я жил, который я сам создавал годами начал сыпаться и ужасать. Я стал смотреть на коллег и то что они делают под другим углом. Все, абсолютно все наплевали на мораль, всех интересуют только деньги. За деньги никто там не беспокоится о психическом здоровье людей. За деньги там все всё понимают но молчат. Начало приходить понимание что я просто свинья по отношению к людям которые смотрят контент на разных площадках, не только тв но и ютуб, твич и прочее прочее. Навалилось тогда на меня всё в раз, к этому моменту я уже был разведён. Был слаб, и изношен. Тяжелее периода в своей жизни точно ещё не было. В итоге работая через себя последние полтора года, однажды я встал с рабочего кресла, сгреб что-то со стола в пакет и молча ушёл.
Оставаясь в Москве без заработка следующий год я бичевал себя тем что сам же игнорировал все что видел, видел как новости придумывает специальный отдел на федеральном канале и снимают это постановочно, то есть не то что есть на самом деле, видел как украинцы приехавшие работать на Российских каналах за большие деньги, в разговорах поливают Россию же "дерьмом". Вспоминал как сам из-за денег улыбался и любезничал с мерзкими личностями. Как позволял ради дела одним обманывать других. Как продвигал откровенную ложь миллионам людей в мое стране, в моем доме по сути...
Вспоминал что добила меня ситуация с человеком которому доверял как себе. Как хватался за него, за лучшего друга хотя тот им уже не являлся, видя изменения в нём, пытался поговорит с ним прямо и даже провоцировал, а он давно так же как я выбрал деньги. Мне было стыдно перед собой и удивительно стыдно перед людьми, не понимал как с этим быть. Да и всё ещё шлейф этих ощущений тянется в мыслях…
Мне все ещё стыдно и я наверно больше для себя самого прошу у Вас - зрителей прощения. Не смотрите телевизор - читайте книги.
На сегодня я все же отказался от наркотиков, (Спасибо моей младшей сестренке и родителям), бросил курить, уехал из Москвы, вернулся к тренировкам, мечтаю о любви и дочери, не смотрю телевизор совсем, и сменил профессию в 39 лет. Теперь я пеку хлеб.
P.S. Добро сильнее зла - наверное…