Долгие годы Финляндия была одним из основных импортеров советских автомобилей среди западноевропейских стран. В небольшой северной стране не только продавали наши машины, но финны даже изменяли их под свои нужды. Позднее в Финляндии стали делать автомобили для СССР, что позволило появиться малоизвестным и забытым конструкциям.
Внедрение российских авто в автопром Финляндии
Долгие годы Финляндия занималась импортом советских машин, не только реализуя их в своей стране, но и изменяя машины под свои нужды. После Второй мировой войны финны начали изготавливать авто для СССР. Началось все с машины президента Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви — ЗИС‑110 был подарен лидеру правительством СССР.
В 1948 года советско-финская компания Konela начала продавать советские «Москвичи», «Победы», грузовики ГАЗ‑51, а после дошла и до «Запорожцев» с финским названием Jalta. Если в 1960 году Конеле удалось продать 6500 легковых автомобилей, а через 15 лет — уже 12 647, в 1975 году Жигули стали неимоверно популярны. Русские производители старались модернизировать русские машины для продажи за рубежом, но вскоре Konela стала самостоятельно проводить доработку автомобилей.
Громадины для жизни
Лозунг, под которым происходило изготовление машин для финнов, гласил: «Перевозить как можно больше». Отлично данную функцию выполнял ГАЗ‑51В, имеющий удлиненную базу и кузов. Реализация этих авто происходила в Финляндии с середины 50-х, в 1982 году в России начали изготавливать пикапы с удлиненным кузовом, в Финляндии они продавались под названием Elite Pick Up.
«Москвичи» тоже активно продавали в северном государстве, причем одну модификацию изготовили специально для финнов. Вместе со стандартными седанами 408 и 412, а также универсалами 426 и 427 Konela в 1970‑х гг. начала производить на основе фургонов «Москвич» трехдверные универсалы под названием Elite 1500 pakettiauto. В то время использовалась технология, похожая на ту, что сейчас применяют, чтобы изготовить из фургона маршрутку, тем не менее, благодаря дешевизне трехдверные финские универсалы пользовались большой популярностью.
Чтобы достичь максимальной вместимости, финны устроили в «Волгу» ГАЗ‑22 откидной третий ряд сидений. В России подобную технологию стали использовать гораздо позже в ГАЗ‑24-02. Изменение советских авто фирмой Konela происходило с учетом потребностей клиентов, однако, тюнинг не мог происходить бесконечно.
В 1972 году спрос на «Москвичи» в Западной Европе начал падать, именно тогда финские конструкторы предложили свою версию «четыреста двенадцатого». Новая машина была дополнена жигулевскими дверными ручками, горловина бензобака была перенесена на правое крыло, а крышка багажника оснащена наружным замком взамен родному, работавшему с вечно заедавшим тросиком, который был протянут через весь салон. Нельзя сказать, что финским инженерам удалось получить сногсшибательную версию, однако, наработки позже были использованы на «Москвиче‑2140» через 4 года, когда все внимание уже было направлено на Ладу.
Разработки ВАЗ
Классика, а затем и «Самара» финнам пришлась по душе: продажи в короткие сроки взлетели вверх. Чтобы однообразный дизайн не надоел покупателям, компания Konela начала сооружать модификации с облагороженными внешностью и интерьером. В машины устанавливали наружный пластиковый обвес, другие версии колес и шин, новые сиденья и фароочистители.
Когда в 80-90-х гг. переделанные автомобили стали возвращаться на Родину, удивив советских автолюбителей тем, как можно изменить обычное советское авто. Именно на это время пришлось начало отечественного тюнинга.
Konela старалась удовлетворить самые смелые желания финских автовладельцев, предлагая Ладу «Самару» и «Ниву» с кузовом кабриолет. Однако, открытый ВАЗ‑2108 был изготовлен в Бельгии, а «Ниву» без верха собрали немцы. В конце 90-х в Финляндии начали выпускать Euro-Samara (Lada Samara Baltic), окраской и сборкой в 1996 году занималось финское предприятие Valmet, занимавшееся выпуском кабриолетов Saab.
Социальные авто
Финны создавали также и машины для социальных нужд советских граждан. Живым примером является машина скорой помощи фирмы Tamro из города Тампере. Разработка модели происходила с 1979 года.
Одной из запоминающихся машин стал реанимобиль с высокой крышей. Стоит отметить, что производство таких авто было очень дорогим, но удешевить его не было возможностей до второй половины 1980‑х. В это время в Латвии, используя финский опыт, началось копирование высоких реанимобилей РАФ‑2914. Кроме того, Tamro изготавливала из «Волг» и УАЗов высокие санитарки, производство было штучным.