Найти тему
Елена Чудинова

И мы не чужды "прекрасному" (второй день размышлений о деградации скульптуры)

Ну вот, не успели мы "порадоваться" за британцев, как один из друзей поделился со мною происходящим в его родной Пензе.

Автор сего баснословного шедевра (если кто не понял, это такая "аллегория Архитектуры", но все ведь сразу поняли?) Ю.Ткаченко, тоже, как и в случае с нынешней принцессой Дианой, скульптор "известный".

Комментировать оставляю всем на свой вкус, мой язык немеет. Могу сказать лишь два трюизма. Трюизмы иной раз - штука для здоровья полезная.

1. Чем отличается скульптура от живописи? Художник - он волен "самовыражаться" на холсте как ему благоугодно. Если кто купил полотно - значит понравилось. Если выставка - тоже пойдут любители, а не посторонние. Но скульптор стремится найти себе место на площадях, вписаться в городской архитектурный ансамбль. Следовательно, он обязан считаться не только с чиновниками, с которыми "сговорено", но и с обывателями. Ибо обывателя вид города тоже касается, он в городе живет, с детьми гуляет, на лавочках сидит... Да, полет фантазии "творца" это несколько ограничивает. Должно ограничивать. При нормальном положении вещей.

Если кто простодушно решит, что хвостик "колышет ветер", пусть обратит внимание на то, что грива колышется в иную сторону. И поступь тоже - вызывает интерес.
Если кто простодушно решит, что хвостик "колышет ветер", пусть обратит внимание на то, что грива колышется в иную сторону. И поступь тоже - вызывает интерес.

2. Скажу как лошадница, что тут еще добавляет "изюминки". В таком положении конский хвост бывает только при тех обстоятельствах, в которых и люди и кони вправе на то, чтобы на них не таращили глаз. Впрочем, ровно тем же жизненно необходимым делом занят и лошарик товарища Жукова в Москве. (Рассказывают, что каждое утро из-под памятника выгребают бронзовые катышки...) А вот раньше скульпторы имели знания об анатомии и физиологии тех, кого ваяли.

Прямо не по себе...
Прямо не по себе...

Невольно углубившись в тему, я нашла и еще один примечательный новый памятник. Это "Дама с собачкой", скульптор Ю.Кузнецов. Лично мне сие напомнило совсем другой рассказ Чехова о скульптурах - где шедевр бесконечно передаривают друг дружке, ибо вид у фигур такой, будто они "вот вот учинят дебош".

Тоже Дама с собачкой, но в Ялте.
Тоже Дама с собачкой, но в Ялте.

Согласимся, что ялтинский памятник - немного о другом. (Авторы - Г. и Ф. Паршины). И рядом с дамой не любовник, а Чехов, к слову.

Но ведь и в Пензе, оказывается, есть хорошие памятники. К примеру, вот этот, Светлейшему. Рядом с его солдатом. Он весёлый, непринужденный, передает какую-то очень верную грань личности. Основан на анекдоте про "толстопятых пензяков", которые, по своей смекалке, не натерли ног при переходе через Альпы.

Авторы - Г.Феоктистов и В.Кузнецов.
Авторы - Г.Феоктистов и В.Кузнецов.

Есть и другие интересные памятники. Так зачем было - портить городской пейзаж? Ну, а британцам такая Диана - зачем? А затем.

Все-таки наша цивилизация переживает полосу культурного упадка.

изображения из открытого доступа, те, что были из дружеской переписки, оказались не формат