Найти в Дзене
История и культура Евразии

Карлики Крайнего Севера - сихиртя

Оглавление

У ненцев есть поверье, что когда-то давным-давно на Ямале жили маленькие люди – боявшиеся дневного света и бодрствовавшие по ночам. Их называли сихиртя. В отличие от ненцев сихиртя не занимались оленеводством, а пищу добывали китобойным промыслом и охотой.

Этноним

Этноним сихиртя не переводится с ненецкого.

  • Существуют различные этимологии данного мифонима: как производное от глагола «сихирць» (приобрести землистый цвет кожи, чуждаться, избегать), от «си» (отверстие, дыра), от названия жука «си» (в которого превращается душа умершего) - Википедия

Научное подтверждение

Легенды о сихирти встречаются только у ненцев.

Сами ненцы считают, что пришли в древности из Китая. И когда они пришли на Ямал, то здесь уже жили аборигены.

Учёные подтверждают это тем, что в IV веке до нашей эры - II веке нашей эры здесь существовала Усть-полуйская культура. И люди этой культуры были маленького роста (до 1 метра).

Считается, что представители этой культуры вошли в состав ненцев.

Усть-Полуйская культура — археологическая культура железного века (IV век до н. э. — II век н. э.). Памятники культуры расположены в Ямало-Ненецком автономном округе на полуострове Ямал. Культурообразующий памятник, древнее святилище Усть-Полуй на реке Полуй было обнаружено в 1932 году в 4 км от Салехарда - Википедия
Усть-Полуйская культура — археологическая культура железного века (IV век до н. э. — II век н. э.). Памятники культуры расположены в Ямало-Ненецком автономном округе на полуострове Ямал. Культурообразующий памятник, древнее святилище Усть-Полуй на реке Полуй было обнаружено в 1932 году в 4 км от Салехарда - Википедия

Археологическими исследованиями Усть-Полуйской культуры активно занимался советский этнограф и археолог Валерий Чернецов.

Вале́рий Никола́евич Чернецо́в (17 марта 1905 — 29 марта 1970) — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
Вале́рий Никола́евич Чернецо́в (17 марта 1905 — 29 марта 1970) — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.

Мифы о сихиртя

Ненцы до сих пор верят в существование сихиртя и часто рассказывают о встречах с ними.

  • По ямальским легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли на Ямал из-за моря. Сначала они поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров. Сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землёй остаются «железки», их дома-сопки представлялись прикреплёнными к вечной мерзлоте железными верёвками. Однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, на поверхность тундры выходят по ночам или в туман. В своём подземном мире они владеют стадами мамонтов («я-хора» — «земляных оленей»). Встречи с сиртя одним приносили горе, другим — счастье. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. В то же время сиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или напугать его - Википедия
Древнее святилище Усть-Полуй. Находки 2010 года.
Древнее святилище Усть-Полуй. Находки 2010 года.

Оспаривание существования сихирти

Местными археологами считается, что сихирти это перешедший в легенды образ местных кузнецов, которые жили отдельно от ненецких стойбищ.

Также, ими опровергается возможность обитания каких-либо живых существ под землёй в условиях Крайнего Севера.

Учёные оспаривают, а ненцы продолжают верить в их существование!