В одном из своих произведений Толстой с необычайной откровенностью высказывал мысль, что:
если бы понадобилось представить весь внешний мир как результат развития человеческого разума, то изложение этого развития заняло бы столько томов, что они показались бы бесконечными; а если бы было необходимо показать, что человек является лишь венцом этого развития, то все равно, сколько бы страниц человеческой жизни ни понадобилось, их оказалось бы недостаточно: лучше уж ограничиться вечностью. А. И. Куприн
Я понимаю, что все сказанное выше относится, в основном, к области морального сознания, но оно, безусловно, присутствует и при анализе любого другого аспекта сознания человека. Примеров тому очень много.
Взаимная ответственность.
Если наши поступки будут совершаться "ответственностью" перед другими людьми, то, чего доброго, и совесть будет такой же, как и они. Такая постановка вопроса обусловлена социальным фактором - необходимостью взаимной ответственности за совместную жизнь. А поскольку совесть, как отмечал еще Достоевский, "постигается только личным опытом", то и обсуждать совесть надо с этой точки зрения. Тому, кто живет чужой жизнью, не посвящая себя личным переживаниям и проблемам своего ближнего, совесть иметь, конечно, нельзя.