Именно этими словами какого-то комика из недавнего прошлого наиболее четко описано то, что наблюдала сегодня на детской площадке. Сегодня смотрели ещё один вариант новостройки, а заодно решили поиграть на детской площадке. Дом новый. Район не совсем, чтобы обжитый. Окраина с надеждой на цивилизацию. Г-образный дом. Во дворе песочница и горка. В этом же доме с обратной стороны (со стороны дороги) небольшой магазинчик. Как я поняла, пока этот магазинчик единственная возможность купить хлеба, молока, мороженое, макарон и прочей снеди, не покидая района.
Во дворе уже гуляло несколько мам с детьми. Кто-то общался между собой, кто-то сидел в телефоне, наблюдая одним глазом за детьми. Одна женщина сидела в песочнице, строя замки из песка с ребенком. Вполне ожидаемо, скоро около нее собралось несколько малышей разного возраста. И пока женщина делала куличики, дети ждали, чтобы разрушить их, как только очередной куличик был готов. Особенно большой восторг от процесса уничтожения куличиков получал один мальчик. Он всякий раз заливался радостным смехом. Несколько раз женщина пыталась остановить его фразами:
- Илюша, так не хорошо! Илюша, не ломай! Илюша, ты мешаешь нам строить замок!
Но, кажется, Илюша испытывал ещё больший восторг от ее слов.
В какой-то моменте, видимо, женщине надоело это бессмысленное творчество, она просто встала и покинула песочницу. Малыши как-то очень быстро разбрелись каждый в свою сторону. Один из детей выбрался из песочницы и уверенно пошел на горку. Женщина пошла за ним следом.
На горки завязалась увлекательная игра "Кто первый!" Мой младший и ее ребенок, а потом еще двое детей с радостными криками скатывались с горки, а потом со всех ног бежали, чтобы забраться на нее вновь, крича при этом: "Я - первый!" Лично мне было важно, чтобы мой сын не споткнулся и не упал с горки, не столкнул бы случайно или специально кого-нибудь и не был бы опрокинут сам, не въехал бы в чужого ребенка и чтобы не въехали в него самого. И мне было абсолютно все равно, что творится на всей остальной детской площадке. Думаю, что второй маме было важно то же самое, только относительно своего ребенка.
И вдруг мы услышали:
- А где Илюша?
Речь шла о том самом Илюше, что так радостно разрушал чужие куличики. Кажется, абсолютно все, кто был на площадке, остановились и начали осматриваться. Но Илюши не было видно нигде.
- Где мой сын? Где Илюша? - кричала дама в шортах, держа в руках пакет с продуктами. - Я уходила в магазин, он играл в песке. Где он теперь?
Женщины, болтавшие на скамейке, поднялись и начали озираться по сторонам. Но во дворе мальчика не было. Тем временем мама Илюши накинулась на женщину, игравшую в песочнице с малышами:
- Ты играла с моим сыном, где он теперь?
- Я играла со своей дочерью, -- ответила та, - за твоим ребенком я не следила. Да и с какой стати я должна была за ним следить? Я что у вас няней подрабатываю?
- Ты с ним играла. Что так сложно было проследить, чтобы он никуда не ушел?
- Он нам играть мешал. Да и почему я должна за ним следить? Мне что больше заняться нечем? Почему ты сама с ним не играла? Почему ушла, бросив его одного на площадке?
- Я вас проследить попросила, - накинулась она на болтушек со скамейки, - сказала, что отойду в магазин на 10 минут. Куда он делся?
- Да мы и не заметили, как он из песочницы выбрался. Вот только что тут сидел. Да ты не нас просила, а Свету. А у нее муж приехал, они с дочкой и мужем куда-то поехали. Да ты не ори, сейчас мальчишек попросим, пусть пробегут по району. Никуда далеко уйти он не мог.
Ребят-подростков тут же отрядили пробежать вокруг дома (собственно, бежать особо и некуда - вокруг идет стройка) поискать Илюшу. Через некоторое время они привели зареванного Илюшу обратно во двор. Оказалось, что он не увидел маму на площадке и решил сам идти ее искать. А когда зашел за дом, то мамы там не увидел и решил, что он потерялся. Поэтому он просто стоял и ревел за углом дома, пока его мама обвиняла всех на детской площадке, что они не уследили за ее ребенком.
В этот раз все завершилось благополучно. Ребенок не пострадал и был быстро найден. Но что меня удивило в этой истории: мама совершенно спокойно уходит в магазин, оставляя на детской площадке одного трехлетнего ребенка. При этом она свято верит, что все остальные родители обязательно присмотрят за ее ребенком. Почему-то оказывается, что человек, играющий рядом со своим ребенком, уже априори должен смотреть и за ее сыном только на основании того факта, что он присоединился на время в игру. Почему-то болтушки, за своими детьми следящие в полглаза, должны смотреть за ее сыном. Должна была Света присматривать за Илюшей? Так у Светы свои дела и муж вряд ли горит желанием ждать, пока кто-то сходит в магазин и вернется. Скорее всего она точно так же, как и сама мама, спокойно препоручила чужого ребенка остальным гулящим на площадке и поехала заниматься своими делами. Если мама может так спокойно это сделать, то почему чужой человек будет волноваться и переживать больше?
Нет, я не настаиваю, что мама не имеет права уйти в магазин одна без ребенка, но оставлять своего ребенка просто гуляющим со своими детьми родителям - просто безответственно. Одно дело, если она сумеет договориться, что за ребенком на самом деле будут следить, если она знает тех людей, на которых оставляет своего ребенка, если знает, как люди поступят в ситуации, что малыш потеряет маму и начнет капризничать. И совсем другое оставить ребенка на случайных людей, оказавшихся рядом. А если бы ребенок вышел на проезжую часть, то виноват был бы водитель? А если бы пропал, то все родители, находившиеся на детской площадке?
Короче, виноваты все. Но только не мама, ушагавшая в магазин, не убедившись, что за ее ребенком на самом деле кто-то будет смотреть. Или теперь так принято: раз пришел на площадку со своим ребенком, то отвечаешь за всех?