Найти тему

Воспитание по-британски

Воспитание по-британски

В середине 80-х я был учителем русского языка в Шотландии. Первый месяц снимал комнату в семье из двух взрослых и троих детей в пригороде Эдинбурга Портобелло, что в переводе с итальянского значит «Прекрасная бухта».

По британским меркам семья считалась малообеспеченной, т.к. комнат было четыре, а членов семьи пять. Самым слабым местом дома была единственная ванна, совмещенная с туалетом. Два раза в неделю, чтобы попасть туда и успеть к первому уроку, мне приходилось вставать в 4 утра.

Платой за неудобства был потрясающий вид бирюзового моря с белыми треугольниками яхт и ослепительно желтым песком, плеск волн, бивших в стену дома, крики чаек… Устроившись в качалке перед окном комнаты, выходящим на море, я невольно впадал в транс и медитировал, не прилагая к этому никаких усилий.

Как оказалось, выбора, где жить, у меня не было – приютившая меня семья была единственной, рискнувшей сдать комнату русскому. Хозяйка с симпатией относилась к СССР и с нескрываемой враждой – к Маргарет Тэтчер.

Младшему ребенку – Иану - было полтора года, отличался он буйным нравом и абсолютным непослушанием. Рыжий и конопатый, в мать, мне он напоминал сорванца из фильма по рассказу О.Генри «Вождь краснокожих» своей неистощимой тягой к выходкам.

Типичная картинка: мать – учитель начальной школы сидит на ковре в гостиной, обложившись литературой в надежде найти подсказки - как справится с сыном. И не находит, в отчаянии отбрасывая очередную книжку!

Занималась воспитанием младшенького вся семья: первым за Иана брался пятилетка, потом наступал черед 9-летнего, после чего в дело вступала мать. Отец проводил воспитательные беседы раз в неделю. А по выходным созывался большой семейный совет, где все воспитатели делились своими успехами и неудачами, вместе планируя действия на следующую неделю.

Процесс семейного воспитания был похож на школьный, где у каждого учителя была своя роль и свои полномочия. Я как простой учитель мог делать замечания. Не помогало – отправлял нарушителя к ответственному за дисциплину по иностранным языкам. Тот мог перевести нарушителя во время моих уроков в чужой для него класс, где ученики максимально отличались по возрасту от нарушителя. Так 15-летка мог попасть на неделю к 10-леткам, где его усаживали на последнюю парту. Под насмешливыми взглядами малышни, лишенный друзей из «группы поддержки», он быстро скисал и мечтал вернуться назад. На заключительном этапе нарушителя ждал завуч по воспитательной работе, имевший право на максимально суровые наказания.

Однажды, не сдержавшись, я поднял срывающего урок подростка и заставил его стоять минут пять. Тем самым значительно превысил свои полномочия, что очень встревожило моих коллег, опасавшихся жалобы на меня со стороны родителей нарушителя.

Помню, как случайно я оказался свидетелем воспитательной беседы учителя - старшего по дисциплине со школьным хулиганом. Это был великолепно разыгранный спектакль, морально изничтожавший подростка! С переходами от шепота на крик, ужасающими картинами мрачного будущего, ожидающей подростка в случае продолжения непотребного поведения. Увидев, что я шокирован, учительница – хрупкая улыбчивая женщина сказала, что театральным приемам будущих учителей учат в колледже. И что в них нет «ничего личного», просто эффективный профессионализм!

В Портобелло я прожил чуть больше месяца. Решив, что «испытательный срок» закончен, опекающие меня учителя дали объявление в газету: «Русский учитель, без вредных привычек, коммуникабелен, хобби – пешие прогулки ищет недорогую комнату с отдельной ванной. Рекомендации по запросу».

Я получил с дюжину предложений и перебрался в район Корстофин, поменяв море на зеленые холмы.

Семью в Портобелло я навещал каждые полтора-два месяца, на праздники или просто получив сообщение «Приезжай на разговоры под пиво». Удивлялся каждый раз переменам, происходившим с Ианом.

Когда я уезжал из Шотландии домой после 10 месяцев нашего с Ианом знакомства, он был уже вполне самостоятельным, воспринимающим аргументы взрослых ребенком. Которого, как говорила мать, уже можно отдавать на полдня в детский сад.

Как вам понравился британский опыт?

Что из него можно было бы позаимствовать?