Судьба обошлась сурово с окружёнными в Сталинграде немецкими солдатами. По данным штаба армии Паулюса, 25 ноября 1942 года (сразу после образования котла) в ней было 284 тыс. солдат и офицеров. Примерно 27 тыс. из них – раненых и тяжело больных – вывезли самолётами. После капитуляции 2 февраля 1943 года в плен попали около 91 тыс. человек.
Смертность среди них была катастрофической: западные источники утверждают, что домой вернулось всего 5% солдат Паулюса. За военную авантюру Гитлера платили его солдаты. Ведь командование ни раз предлагало фюреру оставить город.
Ситуация необычная: среди немецких пленных в СССР нигде не было большой смертности. Советское командование стремилось сохранить им жизни, чтобы в дальнейшем использовать в качестве рабочей силы для восстановления разрушений.
Путь во временный лагерь
При этом мало кто из пленных пал жертвой мести советских солдат. Вот часы, кольца и всё более или менее ценное они у немцев, конечно, забрали. Но самих пленников никогда не трогали.
Офицер-артиллерист Виганд Вюстер, вспоминал, что советский танкист отнял у него перчатки, однако выдал взамен старые промасленные рукавицы и мешочек сухарей. И Вюстер даже остался ему благодарен, так как был измучен голодом и, по его выражению, «объелся досыта сухарями».
Также он рассказывал, что во время марша во временный лагерь конвоиры ликвидировали тех немецких солдат, кто терял силы и не мог идти.
«А что ещё они могли сделать? Тот, кто упал без сознания, скоро в любом случае замёрзнет насмерть. А транспорта у русских не было».
Но вот военврач Отто Рюле в своих мемуарах рассказывает о том, что в их колонне всех обессиленных и упавших немецких солдат сажали на сани и везли до лагеря. Полковник Штейдле тоже пишет, что никого за время 2-часового марша до лагеря в Бекетовке не застрелили. Конвой несколько раз стрелял только в воздух: когда к колонне военнопленных приближались гражданские лица.
«Мы взяли друг друга под руки и старались сдерживать темп марша – потому что для тех, кто шёл в конце колонны, он становился слишком быстрым. Оттуда доносились просьбы идти помедленнее», – рассказывает Штейдле.
Обстановка в лагере
В Бекетовке пленных немцев разместили в обычных домах, куда они набились во все помещения – от подвала до чердака. Организовали внутри лагеря санитарную часть с советскими врачами и медсестрами. Пленные могли даже свободно ходить от здания к зданию, встречаться и разговаривать друг с другом.
«Была организована масштабная кампания по прививкам. Однако она оказалась запоздалой,– рассказывает Штейдле, – потому что эпидемии начали массово косить людей ещё до капитуляции. В Бекетовке они продолжали погибать каждый день от тифа, дизентерии и просто – от полного истощения физических и психических сил. Любой мог неожиданно рухнуть на пол и уже больше не встать».
Дело в том, что серьёзные проблемы со снабжением немцы в Сталинграде начали испытывать ещё в октябре 1942 года. Лошадей начали есть ещё до окружения. После образования котла ситуация со снабжением и вовсе стала катастрофической. Поставки самолётами не могли удовлетворить потребностей 6-й армии даже на треть.
Началась массовая голодовка, медслужба внутри котла совершенно развалилась. В январе 1943-го в армии Паулюса ежедневно фиксировалось более сотни смертельных случаев от голода и болезней. На фоне голода и переохлаждения даже лёгкие ранения превращались в смертельные: они быстро давали осложнения, вызывали гангрену и сепсис.
Истощение и повальные эпидемии
Советские врачи, которым было поручено позаботиться о пленных немцах, хватались за голову: у 70% солдат Паулюса была дистрофия, все находились в состоянии крайнего физического и психического истощения. У всех одежда была сильно завшивлена. Были широко распространены тиф, воспаление лёгких, туберкулёз, грипп, обморожения 2-й и 3-й степени и осложнения в виде гангрены и заражений крови.
🔵 Cоветские генералы, которых даже немцы похоронили с воинскими почестями- что они совершили?
При этом начальство метало громы и молнии: почему такая высокая смертность среди пленных, и почему вы не можете её остановить?
Советские врачи, которых было очень мало и которым не хватало медикаментов, были не в силах справиться с охватившими лагеря эпидемиями. Всего за две недели после капитуляции 2 февраля умерла уже треть пленных. Крупно повезло тем, кто дожил до эвакуации в стационарные лагеря – из временных лагерей в Бекетовке и Паньшино; кто не умер в пути, в нетопленном зимнем вагоне.
Германский ветеран Вольфганг Морель вспоминал, что с ним обращались очень хорошо, гораздо лучше чем немцы относились к красноармейцам.
«Они обращались с нами, как со своими людьми. Советские врачи делали всё, чтобы мы выжили.»
Впереди у пленных немцев были годы работы по восстановлению разрушенных войной советских городов. Последние из них получили свободу в 1955 году.
Таким образом, воспоминания переживших плен немцев свидетельствуют: обращение с ними было нормальным, а высокая смертность объясняется не массовыми расправами, а голодом и эпидемиями.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм и 👉 сайт. Пишите своё мнение!
Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, насколько правильно действовало в этом случае советское руководство?