Мода, как явление, во Франции началась с Розы Бертен, французского «министра моды», личной портнихи Марии-Антанетты. Это имя ей дали ее недоброжелатели, но это потому, что она была женщиной и обладала властью. Она была амбициозной, и мода стала ее билетом из бедности.
Начав свою карьеру портнихи и находясь на службе у королевы, Бертен оказала значительное влияние на моду того периода и заложила основы будущей парижской высокой моды.
Получив разрешение Людовика XVI организовать развлечения при дворе, Мария-Антуанетта смогла удовлетворить свою страсть к моде. Чтобы добиться максимального эффекта от своих появлений на публике, королева была готова пренебречь придворным этикетом, поэтому она проводила частые консультации со своей портнихой простолюдинкой Розой Бертен, чтобы получить от нее совет по стилю, подходящему строго для нее.
Роза Бертен оказала значительное влияние на моду той эпохи, постоянно создавая множество тенденциозных вещей, таких как экстравагантные платья для придворных, высокие прически «пуфы» и деревенские муслиновые платья, которые Мария-Антуанетта носила во дворце Трианон. Вскоре Бертен стали считать законодательницей мод во Франции.
Бертен была допущена к ближайшему окружению королевы, что позволило ей стать самой успешной портнихой в королевстве и накопить значительное личное состояние. Среди ее клиентов была королевская семья, художница-портретистка Элизабет Виже Лебрен, маркиз де Лафайет и даже королевы других стран.
Роза стал постоянным гостем при Дворе, встречаясь с королевой дважды в неделю, чтобы представить и обсудить ее последние творения. Она стала не только модисткой королевы, но также ее доверенным лицом и другом.
Бертен частично отвечала и за прически-пуфы, которые стали фирменным знаком во время правления Людовика XVI. Она работала с парикмахером королевы Леонардом Атье, чтобы создавать прически, которые с помощью подушечек и помад достигали трех футов в высоту. Волосы стали такой же модой, как и одежда, и часто использовались в качестве холста, на котором отображались украшения и предметы, демонстрирующие текущие события. Самая известная прическа Марии-Антуанетты рассказывала о ее успехе в убеждении короля сделать прививку от оспы.
Платья и волосы были личным средством самовыражения королевы, а Роза Бертен была важной частью помощи королеве в самовыражении. Бертен была ее модисткой и портнихой с 1770 года до Французской революции 1792 года. Но по мере того, как дух Революции становился сильнее, а обычные люди вконец ослабели от голода, многочисленные революционные брошюры вовсю стали осуждать Розу Бертен как «продажную и коррумпированную торговку роскошью».
На заре революции дизайнеры черпали вдохновение в недавних событиях, создавая новые предметы, такие как подтяжки Mirabeau и шляпы Desmoulins. Однако Роуз Бертен отказалась следовать тенденции платьев «равноправия» и платков «конституционал». Между тем, даже после того, как королевская семья была помещена под домашний арест, Бертен продолжала доставлять наряды Марии-Антуанетте, хотя теперь в моде был более скромный стиль одежды. Последней одеждой королевы в день её перевода в Консьержери была одежда из парижского бутика Розы Бертен Le Grand Mogol.
После казни Марии-Антуанетты Роза Бертен уехала в Лондон, чтобы избежать участи многих жертв революционного террора. К тому времени, когда она вернулась во Францию в феврале 1795 года, революция подорвала её репутацию и французскую моду перевернула с ног на голову. Стиль Бертен, который так тесно ассоциировался с падшей монархией, был совершенно не в моде. Через несколько лет она передала бизнес своим племянникам и уехала доживать свой век в Эпине-сюр-Сен, где и умерла 22 сентября 1813 года.
Спасибо, что дочитали до конца. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: