11 месяцев команда Центра семейной адаптации БФ «Дети ждут» в тандеме с профильными специалистами помогала ребятам из приемных семей справляться с трудностями в освоении школьной программы. Проект под названием «Преодолевая барьеры», реализованный при поддержке фонда «Абсолют-помощь», можно считать завершенным.
Итоги этой работы авторы проекта подвели на заключительном вебинаре. Онлайн-встреча объединила 100 участников: сотрудников органов опеки, социальных педагогов, психологов, учителей, и, конечно, приемных родителей.
Задачей проекта была разработка психолого-педагогической диагностики, которая помогла бы приемной семье не только определить барьеры, мешающие ребенку в обучении, но и позволила выбрать для него оптимальный образовательный маршрут.
«Мы получаем сотни обращений приемных родителей, столкнувшихся со школьной дезадаптацией: плохая успеваемость, проблемы с поведением, трудности в усвоении материала и так далее, – объясняет руководитель Центра семейной адаптации фонда «Дети ждут» Екатерина Дмитриева. – Мы поставили себе задачу выяснить, что же является причиной? Дело в самих детях, в неготовности школы уделять им достаточно времени, в совокупности факторов?»
В проект принимались ребята из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обучающиеся в массовых школах по общеобразовательной программе. Для того, чтобы определить, можно ли помочь конкретному ребенку в рамках проекта, была разработана подробная скрининговая анкета из нескольких блоков, которую заполняли сами родители. Анкета помогала выявить, есть ли у ребенка признаки школьной дезадаптации и в какой из сфер – психологической, нейропсихологической, эмоциональной – у него повышенные риски.
На основании скрининга ребят приглашали на очную диагностику у профильных специалистов: психолога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога, коррекционного педагога. Всего было проведено 188 диагностик. По результатам в проект вошли 85 детей от 6 до 12 лет. Для каждого был разработан индивидуальный педагогический маршрут, по которому ребята занимались весь учебный год – как очно, так и дистанционно. Семью сопровождал куратор-психолог, который аккумулировал все результаты ребенка, наблюдал за динамикой и взаимодействовал с родителями и педагогами.
Такой индивидуальный подход – именно то, чего не хватает приемным детям в массовых школах. Поэтому мы постарались максимально включить в процесс помощи детям самих родителей, дать им простые и понятные алгоритмы, пользуясь которыми можно найти так называемое «дно» – тот актуальный уровень развития ребенка, где у него еще есть какие-то знания. Например, могло оказаться, что ребенок в 7-м классе не понимает смысла прочитанного. Значит, нужно возвращаться назад и обучаться осознанному чтению.
Опыт проекта показал: чаще всего родители связывают проблемы в школе с недостатком знаний и навыков у ребенка, и уверены, что грамотный педагог все исправит. Однако причины лежат гораздо глубже и обусловлены совокупностью факторов. Огромное значение имеет то, в каких условиях дети были выношены, не употребляла ли мама психоактивные вещества, алкоголь. Нельзя сбрасывать со счетов и депривацию, к которой привело долгое нахождение в неблагополучной среде или в учреждении. С этим напрямую связаны сложности в психоэмоциональной сфере: ребенок гораздо позже созревает, его психика не так устойчива. Еще один основополагающий фактор: эмоции. У детей с опытом сиротства – высокий уровень тревоги. В школе она может выражаться в неусидчивости, непослушании и даже агрессии.
По результатам обработки данных мы выявили несколько основных барьеров, мешающих обучению приемных детей:
- Эмоциональный возраст ребенка не соответствует биологическому. У каждого возрастного этапа – своя задача, но дети с сиротским опытом могут «застревать» на том этапе эмоционального развития, который им не удалось своевременно пройти. Это значит, что к семи годам ребенок может быть не готов к школе, потому что его эмоциональный возраст, например, остался на уровне трех лет.
- Опережающая привязанность родителей. Не последнюю роль в школьной дезадаптации играют завышенные ожидания родителей, которые напрямую связывают академические успехи ребенка со своей личной успешностью. Часто ребята просто не могут тянуть предлагаемую программу, но очень стараются ради одобрения мамы и папы. В итоге – еще больше стресса и проблем.
- Проживание ребенком тяжелых состояний, связанных с утратами, потерей близких, изъятиями из семьи. На то, чтобы выйти из этих состояний, требуется много времени, и не все дети могут параллельно учиться.
Все эти факторы обязательно нужно учитывать при выборе образовательного маршрута. Автор и идеолог проекта, психолог, психиатр и специалист по сопровождению приемных семей Татьяна Дорофеева уверена: не стоит подгонять ребенка под общепринятое понятие нормы.
«Это вызывает фрустрацию, дети начинают сопротивляться и терять мотивацию к любому обучению в принципе. Мы пришли к выводу, что ребенка нужно поднимать на уровень выше потихоньку. Важно определить ту основу знаний, которая у него есть, пусть она и небольшая. Отталкиваясь от этой основы, можно двигаться вперед», – говорит Татьяна Владимировна.
Ключ к успеху – учёт индивидуальных потребностей ребенка, обязательное включение родителей в процесс преодоления трудностей и правильное понимание ими своего места и своей роли в образовательном процессе.
По итогам работы все дети, задействованные в проекте, значительно повысили свои показатели. Это выразилось в улучшении не только успеваемости, но и их психологического состояния: уменьшилась тревожность, дети стали лучше воспринимать информацию, сделались более самостоятельными. По результатам проекта выпущено методическое пособие с подробным описанием использованных методик и рекомендации для специалистов и приемных родителей.
Получить методические материалы в PDF-версии можно, оставив заявку по ссылке
В заявке укажите, пожалуйста, являетесь ли вы приемным родителем или специалистом по работе с детьми: в зависимости от этого вы получите соответствующую версию пособия.