Успешность программного обеспечения (ПО) напрямую зависит от правообладания вашей интеллектуальной собственности (ИС). Законы охраняют и оговаривают целый ряд неимущественных и имущественных прав создателей ПО применимо к их детищам.
На сегодняшний день насчитывают 4 типа ИС, относящихся к IT:
- торговые марки;
- права авторов;
- патенты;
- профессиональная тайна.
Законодательство предусматривает разные методы защиты прав собственности исходя из того к какому типу они относятся.
Защита с помошью патента
Если мы сконцентриемся на патенте с точки зрения защиты интеллектуальной собственности правообладателя, то мы сделаем вывод, что вы получаете более двадцати лет абсолютного права на монополию в области создания, воспроизводства и продажи вашего продукта. Эта монполия оправдывается тем, что вы затратили множество усилий для изобретения нового продукта.
Но заметим, что при получении патента вам стоит учесть, что прикладное программное обеспечение не относятся к изобретениям, тем самым исключая возможность патента. Такой вредикт следует из определения программного обеспечения, являющаяся по своей сути записью алгоритма на языке программирования. Однако патентование в силах охранять саму идею программы — её концепцию. К примеру, получение патента возможно на комплексы программ, методы, алгоримты, процедуры, которые используются в готовом продукте. Стоит понимать, что сам код не охраняется законодательством.
Как запатентовать программу?
Чтобы запатентовать изобретение, вам требуется подать на него заявку, к тому же правильно оформить и описать своё изобретение, чтобы данный патент имел весомую законную силу. Такое заявление обычно содержит заявление на выдачу патента, описание изобретения, раскрывающее суть идеи с максимальной точностью, область применения и алгоритм повторения описываемого результата. К тому же, может требоваться предоставить дополнительные чертежи или схемы.
С другой стороны в другоих странах, например в Китае или США, возможно запатентовать программный продукт. Например, у крупнейшей организации Amazon имеется патент на 1-click технологию, которая позволяет купить товар, нажатием на одну кнопку на экране вашего смартфона или ПК.
Авторское право на стороне порядка
Обратно патенту, защищающему методики и подходы, в дальнейшем испоьзуемые как базис для создания ПО и сайтов, авторское право является защитником точной формы, в рамках которой идея формируется.
Защита авторского права относится к любым типам программного обеспечения, включая системы и комплексы, которые могут предоставлемые в любом виде, например в формате текста или байткода. У компьютерных программ исходный и скомпилированный код, индивидуальные участки клиентского отображения защищены авторским правом.
Согласно законодательству программный код сразу охраняется, с момента создания, если он подпадает под рамки охраняемых объектов. Вам не нужно создавать или оформлять охрану авторских прав, в целях осуществления защиты авторских прав.
В пределах авторского права выделяют две большие группы:
- Имущественные - право использовать материал любым способом;
- Не имущественные - авторское право не передаётся, вы не имеете права продавать, получать лицензию на отчуждение.
Создатель программного обеспечения оставляет за собой право выдавать разрешения запускать компьютерные программы на другом устройстве или передавать в собственность разработанное им ПО, например продать.
Беря во внимание базу данных, она тоже является авторским произведением, но она защищается в виде составного прозведения. Т.е. автору частично относится авторское право и только в том случае, если не были нарушены авторские права используемой БД. Фактиески, его данные зависят от базы, в которой они хранятся, поэтому право является составным. И стоит отметить, что авторским правом охраняются не сами данные, а подход к их хранению (архитектура) и другие настройки БД.
В целом в мире срок защиты авторских прав составляет жизнь автора + 50 лет. Личные не имущественные права (например права создателя ПО) защищены на неопределенный срок.
Любой, кто не обладает перечисленными авторскими правами, к тому же нарушает их, может быть привлечен к административной ответственности или к понести уголовное наказание (порядка 5 лет тюрьмы).
Основная задача авторского права - поощрение автора за его творческие усилия. Авторские права владельца охраняют творца от любой конкуренции, которая может возникнуть в результате копирования или распространения программного кода. Это правило также действует, когда программный код в процессе копирования был переведен на иной язык.
Однако обстоятельства и предложения споров о нарушении авторских прав не всегда ясны. Таким образом, всем известное дело «Google» и «Oracle», длившееся шесть лет, закончилось победой Google. Одна из их программ была обвинена в незаконном использовании языка Java. При этом все права на язык Java переданы Oracle с 2010 года. Однако суд США постановил, что права на язык программирования быть не может, и это не мешает Google использовать язык Java.
Даже с учетом того, что авторские права возникают независимо от регистрации, существуют реестры зарегестрированых программ. Внесение в реестр производится по собственной инициативе разработчика программ. При этом предоставляются необходимые все сведения о программном продукте.
Процесс регистрации осуществляется с согласия заявителя и регистратора. Претенденты, после заполнения формы заявки прикладывает запрашиваемые регистрирующим органом материалы, после чего принимается решение о внесении программы в реестр. После успешной регистрации, материалы разработанной программы депонируются, что может быть примененно для подтверждения права собственности в дальнейшем.
Важно помнить, что идеи и концепции внутри ваших программ авторское право не защищает, так что зашщита такого рода информации подлежит обязательной патентации. Следовательно, защита патентов и коммерческих секретов должна быть на первом месте.
Одни из ведущих агентств коммерческой тайны расположены на Западе. Однако, все чаще набллюдается востребованность в таких агентствах и в СНГ.
Согласно положениям, какая информация является коммерческой тайной? Конфиденциальность установлена для любого рода информации (технологическая, промышленная, коммерческая, торговая, финансовая и т.д.), включая секреты продуктов (знания), которые подходят требованиям существующих законов. Используются юридические, институциональные, технические и другие процедуры для обеспечения конфиденциальности.
Коммерческие секреты могут включать любые образцы, формулы, программный код, техническое устройство, процессы или механизмы. Обычно неизвестные или не доступные другим. Однако это не качается информации, подпадающей под рамки авторского права. Режим повышеной секретности дает владельцам конкурентное преимущество на рынке. В результате, работники некоторых крупных корпорации были уволены и арестованы за разглашение тайн.
Например, в прошлом году Apple уволила 12 сотрудников за разглашение деловых секретов.
Если ИТ-компания разрабатывает определенный алгоритм или использует уникальную строку кода в программе, первое, о чем следует беспокоиться владельцам бизнеса, - это режим секретности бизнеса. Защита товарных знаков не распространяется на компоненты программного обеспечения, которые могут быть легко идентифицированы законными способами, такими как обратное проектирование или независимое создание схожего продукта.
Уникальность режима секретности в том, что здесь нет фиксированного срока длительности сохранения конфиденциальности информации. Таким образом, режимы секретной торговли могут длиться вечно.
Еще один важный способ защиты ваших прав интеллектуальной собственности - зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания. Законодательство понимает, что такая позиция помогает отличить товары или услуги человека от аналогичных товаров или услуг. Обозначения, сочетания цветов, шрифты, изображения, объемные символы в цифровом видемогут быть зарегистрированы как товарные знаки. Правовая защита вашего товарного знака начинается с момента его регистрации.
Товарные знаки могут регистрировать как компании, так и частные лица. Крупные компании понимают важность регистрации товарного знака. По сути, это уникальный атрибут, характеризующий конкретный продукт или услугу, производимую отдельным лицом или организацией.
Стоит отметить значимость принаждлежности бренду в различных странах. А вы знали, что можно брендировать не только текст или логотим? Например в США, вы можете клеймить звуки и запахи. Первый прецедент подобного рода (регистрация красного цвета компанией МТС) произошел в России несколько лет назад — регистрация единственного цвета в качестве товарного знака в России. Ранее могли регистрироваться только сочетания цветов.
Заключение
Все вышеперечисленные методы защиты интеллектуальной собственности получаемой в процессе деятельности IT-компании. В процессе проектирования и разработки все новые технологии должны использоваться владельцами, авторами и владельцами интеллектуальной собственности по простым причинам. Защитите свое портфолио. Всем нам ясно, что «интеллектуальный капитализм» постоянно развивается. IT-компании вкладывают большие деньги в производство продукции. Поэтому мы должны попытаться защитить их всеми силами.