Найти в Дзене

Зачем нужен патриотизм в современном мире?

Кадр из фильма «Алиса в стране чудес»
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес»

Напрашивается вопрос «А зачем вдруг вздумалось поговорить на эту тему? Какое отношение это имеет к психотерапии?».

Сейчас очень много проходит тренингов по уверенности в себе и самопрезентации. Все мы здесь, на земле, хотим успеха, самореализации, счастья. Интересно познакомиться со своими талантами, способностями и потребностями, узнать о своём предназначении. На хороших тренингах прорабатывается семейный посыл, ошибочные паттерны поведения, но, практически, никогда не затрагивается такое человеческое свойство как патриотизм. Может потому, что по многим причинам это слово стали считать архаичным и девальвированным?

Википедия даёт такое определение патриотизму: «Патриотизм - политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради неё». Далее это понятие расшифровывается подробнее: «Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя». Вот последнее, на мой взгляд, очень важно. На тренингах много говорится о защите своих личностных границ, сохранении своего личностного пространства, поскольку в современном мире теряются традиции, меняются идеалы, нормы поведения, цели бывают неопределённы, человеку трудно соотнести себя с конкретной культурой, языком, социальной группой, религией. Тут можно говорить о кризисе самоидентификации.

Иван Александрович Ильин. Русский философ и мыслитель.
Иван Александрович Ильин. Русский философ и мыслитель.

Русский философ и мыслитель Иван Александрович Ильин называет патриотизм инстинктом. В среде русских послереволюционных эмигрантов он наблюдал сначала поломку этого инстинкта, но потом это свойство восстанавливалось и русские люди объединялись для того, чтобы помочь своей Родине. 

Митрополит Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний Сурожский в своих воспоминаниях очень много уделяет внимания любви к России. Он был воспитан так, что ставил перед собой цель получить все знания и умения в Европе и принести их в Россию. Он и друзей себе выбирал близких по духу, имеющих ту же цель, что и он. Когда митрополит Антоний вспоминал свою жизнь с мамой и бабушкой в Париже, то отмечал, что хотя они и находились постоянно среди французов, но общались только с русскими людьми, каковыми и себя считали. Отец митрополита Антония глубоко переживал из-за революционных событий в своей стране и считал себя и всех образованных российских людей ответственными за случившееся . Переживал все как собственное горе. Видимо, сыну передалась эта любовь к России, стремление принести пользу Родине своих родителей, которую он считал и своей Родиной.

Получается, любовь к Родине - чувство естественное, вшитое в ткань человеческого духа, как любовь к матери. Мне кажется, что это особенно важно понимать нам в настоящее время, когда удовольствия и свобода стали главной религией.

Никак невозможно найти способ принадлежать себе, верить в свои возможности без сохранения в себе патриотизма, который является одной из важных опор личности. 

Когда-то, ещё в те времена, когда я училась в школе, учительница литературы прочла нам короткий рассказ К. Паустовского «Молитва мадам Бовэ». На разных этапах своей жизни я неоднократно обращалась к этому рассказу, читала и всегда плакала. Он о патриотическом чувстве одной старой француженки Жанны Бовэ, которая, будучи уроженкой Нормандии, ещё в молодости, когда рано овдовела и осталась одна, приехала в Россию в качестве гувернантки. Это произошло еще в дореволюционные времена. Она переходила из одной семьи в другую, учила детей французскому языку, читала им нараспев басни Лафонтена, водила гулять, прививала хорошие манеры. Удивительно, как она чудом уцелела во времена репрессий и попала в дом к писателю чтобы заниматься воспитанием его дочек. Это автобиографический рассказ. Действие происходит на даче (видимо, в Переделкино) во время Великой Отечественной войны. В самом начале рассказа Жанна Бовэ узнаёт, что фашисткая Германия захватила ее родную страну Францию. Ее воспитанницы заметили, что мадам долго стояла на коленях в своей комнате перед окном, выходившим в лес и плакала. Жанна не вышла утром к чаю. Спустилась только к обеду. «Она сидела за столом строгая и сухая. Губы ее были стиснуты…». 

Иллюстрация к рассказу «Молитва Мадам Бовэ»
Иллюстрация к рассказу «Молитва Мадам Бовэ»

А когда Германия напала на Советский Союз, мадам всех поражала своей энергичностью. «С раннего утра и до ночи она хлопотала, ездила в Москву за продуктами, стирала, штопала, готовила скудную пищу, шила ватники для солдат». И всегда она напевала французскую песенку «Когда опять зацветёт сирень». На вопрос девочек почему она поёт эту песню, та ответила, что это очень старая песенка, когда в детстве надо было ждать очень долго, мать ей говорила: «Ничего Жанна, не горюй, это случится, когда опять зацветёт сирень». Одна из девочек спросила: «А сейчас вы чего нибудь ждёте?». Мадам попросила не спрашивать ее об этом. 

И вот конец весны 1944 года. В начале июня в саду около дома зацвела сирень. Ничто вокруг не напоминало о войне. «Но война шла - тяжелая, суровая,- и, может быть, потому в то лето люди с особенной силой ощущали прелесть лесов, птичьего крика, неба, покрытого звёздами». Мадам пошла в церковь на Троицу и особенно ясно смогла услышать молитву « о благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временах мирных». Вечером этого дня она узнала от соседского мальчика, приехавшего из Москвы со свежими новостями, что ее родная Нормандия освобождена от фашистов. Она побежала в дом, сообщила хозяину. И пока тот ходил к соседям обсудить эту новость, Жанна украсила дом: зажгла все лампы, на рояле пылали восковые свечи. Круглый стол был накрыт тяжелой белой скатертью. Поставила две бутылки шампанского на него, расставила бокалы. «И всюду - на столах, окнах, на рояле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах, даже в деревянном дубовом ведре груды сирени». Преобразилась и сама мадам Бовэ. На ней было изящное шелковое, серое платье, жемчужное ожерелье, на руке повис веер на золотой цепочке. Хозяин почувствовал запах парижских духов. Никто в доме и не знал, что у мадам есть эти вещи. Жанна сыграла на рояле и спела «Марсельезу» так, что хозяин почувствовал благодарность француженки всем тысячам русских, английских и американских солдат «… что смертью своею уничтожили смерть и вернули жизнь, отечество и честь благородному измученному народу». 

Константин Георгиевич Паустовский - русский и советский писатель.
Константин Георгиевич Паустовский - русский и советский писатель.

А утром одна из воспитанниц заглянула в комнату к мадам и увидела, что та в своём наряде стояла на коленях у открытого окна и что-то шептала. Девочка не сразу догадалась, что это молитва. «Святая дева Мария! Дай мне увидеть Францию, поцеловать порог родного дома и украсить цветами могилу моего милого Шарля. Святая дева Мария!». 

Так заканчивается рассказ. Для меня он очень психотерапевтичен. От этой француженки веет жизненной силой и любовью к людям. Несмотря на то, что большую часть жизни она прожила в России, оставалась патриотом своего народа. Ее патриотизм не был кричащим или таким уж сентиментальным, но был он и в ее платье, которая она хранила полвека, в жемчужном ожерелье, веере с золотой цепочкой, который она могла бы давно продать, время-то было трудное и голодное, в парижских духах, в ее умении устроить праздник, в ее игре на рояле с пением «Марсельезы», в ее стремлении к молитве (время было атеистическое тогда в России). Чем она могла помочь своей далекой Родине? Жанна молилась за неё. В ней было живо материнское послание о том, что все сбудется, когда зацветёт сирень. И сирень зацвела не только в саду, но и в сердце самой мадам. Она оставалась дочерью своего народа. При этом относилась к России с благодарностью и уважением, в трудное время как могла, помогала фронту. Это лишь доказывает, что патриотизм и интернационализм неразделимы. Умела Жанна за всеми различиями увидеть и прочувствовать ту человеческую и социальную материю, которая объединяет всех нас. 

Татьяна Владимировна Черниговская - современный российский учёный в области нейронауки и психолингвистики
Татьяна Владимировна Черниговская - современный российский учёный в области нейронауки и психолингвистики

Нынче мир очень динамичен. Современный учёный в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Владимировна Черниговская пишет о том, что в мире нарушаются привычные схемы, а знакомые явления выглядят иначе. Она сравнивает происходящее с тем, что происходило с Алисой в стране чудес, все вещи и процессы будто перевёрнуты с ног на голову. «Это какой-то другой мир, и мы в нем теперь живем. Это началось не так давно, может быть в последние 3-4 года, ещё до коронавируса. Но он этот переход завершил… Нужно как-то устраиваться в этом необычном мире».

А как устраиваться? Всегда помнить о вечных ценностях! И патриотизм является одним из мощных стержней, вокруг которых формируется личность.