Найти в Дзене
ОРАКУЛ

От ракеты из кирпичей до «умных» материалов: как менялось космическое материаловедение

Оглавление
Фото: pixabay
Фото: pixabay

Именно в этой области ведутся самые передовые исследования.

Современные популяризаторы науки обычно уделяют мало внимания теме космического материаловедения. Однако именно в этой области ведутся самые передовые исследования и появляются технологии, которые оказываются у востребованы не только на орбите, но и на Земле.

Алюминиевый стандарт

-2

Задолго до начала косми­ческой эры образованные люди, занимавшиеся теоретическими вопросами межпланетных путе­шествий, понимали, что для вы­ведения искусственного тела на орбиту необходимо максимально облегчить его. При этом из общих соображений было ясно, что для оболочки космического корабля потребуется металл или сплав металлов.

Однако сталь слишком тяже­лая, посему, когда в первой поло­вине XIX века научились электро­литическим способом получать из бокситов алюминий, авторы утопических фантазий определи­ли его тем материалом, который в будущем станут применять по­всеместно, в том числе для осво­ения внеземного пространства.

К примеру, французский писатель Жюль Верн в романе «С Земли на Луну прямым путем за 97 ча­сов 20 минут» (1865), описывая космический полет в снаряде, выстреливаемом гигантской пушкой, полагал, что тот будет изготовлен именно из алюминия. Фантаста смущала высокая сто­имость «экзотического» металла: по цене он тогда был сопоставим с золотом, но Верн прозорливо полагал, что космические полеты по определению будут обходить­ся дорого.

Конечно, были и другие сооб­ражения. Скажем, американский прозаик Эдвард Хейл, которого считают первооткрывателем идеи обитаемой орбитальной станции, в повести «Кирпичная луна» (1869) высказывал уверен­ность, что лучшим материалом для создания искусственных небесных тел является... кирпич, ведь только он способен выдер­жать высокие температуры, кото­рые возникнут при старте сквозь атмосферу.

В мае 1903 года была опуб­ликована статья калужского учителя Константина Циолков­ского «Исследование мировых пространств реактивными при­борами», в которой тот показал, что освоение космоса начнется с развитием ракет на жидком топливе.

Вопрос материалов не слишком волновал теорети­ка: он полагал, что ракета дает настолько большое преимущест­во перед другими видами транс­портировки, что в ее конструкции допустимо применить даже тя­желую сталь. Что касается каме­ры сгорания и сопла двигателя, которым придется работать при высоких температурах, то Циол­ковский предлагал использовать тугоплавкие металлы типа воль­фрама и осмия.

В то же самое время началось становление авиастроения. Конс­трукторы самолетов рассматри­вали алюминий как перспектив­ный материал, однако он быстро коррозирует при контакте с рас­творами кислот и щелочей.

Реше­ние проблемы нашел немецкий химик Альфред Вильм: осенью 1906 года он обнаружил, что если добавить к алюминию немного меди, магния и марганца, а за­тем сплав резко охладить, то он станет тверже и будет успешно противостоять коррозии. Новый сплав получил название дюралю­миний в честь города Дюрена, где впервые организовали его про­изводство.

Он привлек внимание Вер­нера фон Брауна — молодого немецкого ученого, разрабаты­вавшего тяжелую баллистичес­кую ракету А-4, сегодня более известную как «Фау-2». Хотя сама ракета изготавливалась из стали, топливные баки решили делать из алюминиевых сплавов.

После Великой Отечественной войны, когда «Фау-2» достались в качестве трофея советским и американским специалистам, те разработали на их основе более совершенные ракеты, отказав­шись от тяжелого стального корпуса в пользу несущих ба­ков, которые надуваются перед стартом, придавая необходимую жесткость всей конструкции.

Влияние пустоты

Влияние пустоты
Влияние пустоты

С появлением искусствен­ных спутников возникли и новые сложности. Оказалось, что ве­щество в вакууме испаряется: молекулы не осаживаются на поверхность, а улетают прочь, что приводит к разрушению ма­териала намного быстрее, чем на Земле. Наиболее подвержены испарению магний и кадмий, что сказывается на сплавах, в кото­рых они присутствуют, а самыми устойчивыми оказались крем­ний, титан, платина и вольфрам.

При выборе материалов для спутников и межпланетных стан­ций приходится учитывать и влияние солнечной радиации: потоки заряженных частиц, которые не сдерживает магнитное поле и не рассеивает атмосфера, вызывают эрозию, от которой страдают пре­жде всего органические материа­лы: эластомеры, пластмассы, ре­зины, масла, тефлоны.

В условиях высокой радиации относительно быстро разрушаются микросхемы и солнечные батареи. Чтобы уве­личить срок их эксплуатации, соот­ветствующие элементы закрывают специальными экранами. И разу­меется, специалисты ведут поиск более стойких полупроводников и тонкопленочных фотоэлектричес­ких преобразователей.

Особую опасность потоки частиц представляют для космо­навтов. Считается, что если че­ловек в скафандре попадет под солнечную вспышку вне корабля или орбитальной станции, то по­лучит дозу облучения, близкую к смертельной.

Глубже всего в материалы проникают быстрые нейтроны: даже в земной атмо­сфере при нормальном давлении они проходят около 120 метров, прежде чем столкнуться с до­статочным количеством атомов и потерять энергию.

Российские ученые давно занимаются этой проблемой, ведь ее решение имеет практическое значение не только для космонавтики, но и для атомной энергетики. В результате появился трехслойный материал, не имеющий аналогов в мировой инженерии. Первый слой, в ко­тором происходит замедление быстрых нейтронов, состоит из элементов с малой атомной мас­сой: воды, парафина полиэтилена, бетона и гидридов металлов.

Вто­рой слой предназначен для погло­щения замедленных нейтронов, он включает такие элементы, как бор, кадмий, гафний, европий. Процесс поглощения сопровождается гам­ма-излучением, поэтому для его ослабления предусматривается третий слой, состоящий из тяже­лых металлов.

Однако вещества, применяемые на первом этапе, неудобны с технологической точ­ки зрения, поэтому специалисты предложили использовать поли­этилен, наполненный гранулами с изотопом бор-10: он замедляет нейтроны в сотни раз эффек­тивнее, чем, например, бетон, устойчив к перепадам температур и намного легче любого другого материала из предложенных для защиты космонавтов.

Композитное будущее

Сегодня в моду все больше входят наноматериалы, которые со временем найдут применение и в ракетно-космической технике. Их внедрение позволит улучшить механические характеристики конструкций, уменьшить раз­меры микросхем, усовершен­ствовать научную аппаратуру, системы энергообеспечения и жизнеобеспечения.

Углеродные нанотрубки в качестве добавок способны творить чудеса: кратно повышать прочность металличес­ких сплавов, пластика и бетона, радикально менять их свойства, например делать пластмассу электропроводной.

Развитие нанотехнологий открывает и новые варианты в создании композиционных ма­териалов (композитов), которые состоят из нескольких видов веществ с сохранением границ между ними. При этом компози­ция должна приобретать свой­ства, которые не присущи ее составляющим по отдельности.

Скажем, керамика обладает вы­сокой твердостью и термостой­костью, но хрупка. Повысить ее устойчивость к вибрации можно за счет спекания нанопорошка и размещения его в матрице с микроразмерными ячейками. На основе полученного композита можно изготавливать печатные платы, радиационную и тепловую защиту нового поколения.

Металлические порошки и многослойные углепластики мож­но формировать в соты, что вдвое снижает массу конструкций при сохранении или даже повышении жесткости. Полимерные компо­зиты найдут применение в ды­хательных баллонах, топливных баках и аккумуляторах давления. Сложные нанокомпозиты откры­вают путь к получению «умных» материалов, которые чутко реа­гируют на изменения окружаю­щей среды или сами меняются по командам.

С внедрением новых техно­логий космонавтика будет ста­новиться все более «изящной», эволюционируя от громоздких сооружений в сторону легких и прочных конструкций, способных быстро преодолевать межпла­нетные расстояния.

Антон ПЕРВУШИН