Жаркие события приключенческого фильма «Белое солнце пустыни» происходят на побережье Каспийского моря, где еще тлеют угольки гражданской войны. Хотя в целом советская власть установлена, интервенты изгнаны, а басмаческое движение разгромлено. Даже неуловимый Черный Абдулла бежит с казной за кордон.
Но кем был этот колоритный герой в разношерстной массе антисоветских сил? За весь фильм он ни разу не озвучил своих политических взглядов и задач. Неужели этот сильный и яркий человек был обычным бандитом, грабившим в свою мошну?
Во главе басмаческого движения стояли баи, восточные феодалы, которые до революции владели землей, на которой почти задаром трудились дикие и неграмотные местные работники, производя хлопок, нефть, серу, свинец, известняк, кварцевый песок, гравий и т. д. Основными коммерческими партнерами этих предприятий были английские компании. После распада Российской империи баи объявили о независимости, чтобы править без оглядки на российское начальство и не делиться с ним прибылью. По факту эта борьба за независимость являлась трансформацией бывших среднеазиатских губерний в английские колонии. Лозунги при этом провозглашались религиозно-националистические.
Про Абдуллу мы с его собственных слов знаем, что отец его был бедняком и всё, что у него есть, он добыл силой.
Мой отец перед смертью сказал: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком, и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня». Я долго ждал, а потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный».
То есть у Абдуллы нет наследственной феодальной земли, за которую он бы воевал, он кочует по южному побережью Каспийского моря, непривязанный к какой-то конкретной локации. Да и не похож он на поборника традиционных ценностей. На Абдулле подпоясанный дорогим восточным поясом новый английский офицерский френч, дорогая, элегантная и практичная вещь. Но вряд ли подходящая для борца за старину, который перед своими воинами и вид должен иметь, как предки.
Само воинское формирование Абдуллы весьма разношёрстно. Например, в сцене у моря на Сухова нападают четверо. Фриковатый подпоручик, донской казак, лихой джигит в красных одеяниях и дорогой саблей, а также человек, одетый как пастух, и именно он командует группой, дореволюционная иерархия в отряде Абдуллы явно не действует.
Сам Абдулла взял себе одиннадцать жен, хотя мусульманину можно только четыре, остальные могут быть только наложницами. Всем своим видом и поведением Абдула демонстрирует, что старые традиции и национализм, за который держались баи, для него ничто.
Кем был Абдула до революции, мы можем узнать из разговора Сухова с Верещагиным.
Была у меня таможня, были контрабандисты. Сейчас таможни нет — контрабандистов нет. В общем, у меня с Абдуллой мир. Мне середина — что белые, что красные, что Абдулла, что ты.
Абдулла был контрабандистом, что вполне логично, чем же еще деятельному и храброму преступнику заниматься на южном побережье Каспийского моря, где рядом богатейшая Персия и многомиллионная торговля с Волги. У Абдуллы и катер старенький есть, на котором он, видимо, и возил контрабанду.
Чем занимался Абдула в гражданскую войну, мы можем судить по косвенным признакам. Прежде всего, по характеристике Саида, который и анонсирует появление Абдуллы в фильме.
Джавдет — трус, Абдулла — воин. Они не любят друг друга.
И мы знаем, почему Джавдет — трус. Джавдет убил отца Саида и увел четырех баранов. Человек, имевший четырех баранов в Туркменистане того времени, — это примерно как в тогдашней России крестьянин-середняк. То есть Джавдет грабит и убивает крестьян, которые не могут дать достойного отпора, поэтому трус. Кого грабит Абдулла, мы можем судить по сокровищам на катере, их явно не у бедных отобрали. Также на людях Абдуллы полно экзотического оружия, они явно разграбили коллекцию какого-то бая.
Немаловажным фактом является то, что Абдулла дружил с отцом Саида. То есть Абдулле было не зазорно водить дружбу с крестьянином. И уважаемому крестьянину с бандитом Абдуллой. А дело в том, что Абдулла сам был выходцем из народа, а грабил богачей, у которых есть оружие и нукеры. Поэтому с точки зрения Саида он воин, и поэтому даже у врагов к нему нет отвращения.
Хотя, конечно, все боятся его жестокости. Абдулла признает только силу, а людей безвольных людьми не считает. Поэтому он душит жен и с отвращением закалывает Петруху. При этом он уважителен к достойным врагам. А там, где можно обойтись без насилия, старается его избежать.
Возможно, мое видение предыстории Абдуллы и неверно, но за это мы и любим качественно проработанных персонажей, что можно дать волю фантазии и представить его историю до попадания в кадр. А при очередном просмотре подметить для себя что-то новое.