Нельзя сказать, что 1980-е в Голливуде были бедны на хорошо поставленный экшн. Именно в это десятилетие свои лучшие фильмы создали Джеймс Кэмерон, Пол Верховен, Роберт Земекис, Джон МакТирнэн. Но все они были представителями нового поколения, деконструировавшими фильмы "мужских жанров".
Уолтер Хилл - ассистент и ученик Сэма Пекинпа снимал кино не только в духе своего учителя, но и обильно цитировал работы таких мастеров остросюжетного кино Старого Голливуда, как Роберт Олдрич, Дон Сигел и Джон Стёрджес. Именно Уолтер Хилл был тем самым олдскульным режиссером, транслировавшим "традиционные экшн-ценности" в кардинально изменившийся в 80-х Голливуд. Его боевики нельзя назвать самыми лучшими, но можно - самыми настоящими. Даже взятый у Пекинпа избыточный визуальный стиль и не всегда удачные сценарии, с которыми ему приходилось работать, не способны сделать его фильмы менее "настоящими".
Тяжелые времена (Hard Times), 1975
Режиссерский дебют Уолтера Хилла представляет собой крепкую драму о кулачных уличных боях во времена Великой Депрессии. Чарльз Бронсон играет бойца, Джеймс Коберн - его менеджера. Спустя 15 лет выйдет вольный ремейк этого фильма с Ван Даммом в главной роли, известный в России как "Львиное сердце" или "Самовалка". Бои там поставлены значительно лучше, но сурового обаяния оригинала нет.
Водитель (The Driver), 1978
Стильный неонуар, без которого не было бы ни "Драйва" Виндинга Рефна, ни "Малыша на драйве" Эдгара Райта. И хотя оба фильма по своему хороши, "Водитель" - это настоящий образец жанра, а не постмодернистская стилизация.
Воины (The Warriors), 1979
Хилл отступает от сурового реализма двух предыдущих фильмов и снимает настоящий кинокомикс, когда это еще не было модно. Причем от комикса он берет именно стилистику и условности, а не сценарную основу. В центре сюжета молодежная банда Воинов, которая спасается от преследования других банд в антиутопическом Нью-Йорке, где практически вся власть принадлежит разнообразным бандформированиям. Игривое, но при этом совсем не инфантильное кино.
Скачущие издалека (The Long Riders), 1980
Один из последних великих неоклассических вестернов Голливуда. История банды Джесси Джеймса с братьями Куэйд, Кэррадайн и Кич. Хилл не принимает сторон и не пытается обелить или очернить своих антигероев. "Скачущие издалека" - это не уровень Сэма Пекинпа, но очень близко.
Южное гостеприимство (Southern Comfort), 1981
Южная готика в жанре экшн. Очевидно, что Хилл вдохновлялся "Избавлением" Бурмана, но получилось у него свое собственное кино, демонстрирующее тезис, что "страшнее реднека зверя нет".
48 часов (48 Hrs.), 1982
Первый 100% восьмидесятнический фильм Хилла, предыдущие 5 эстетически и идеологически принадлежали всё же прошлому десятилетию. Эталонный образец межрасового бадди-экшна, чей коммерчески успех не только запустил карьеру Эдди Мерфи, но и проторил дорогу "Смертельному оружию" и "Часу пик".
Улицы в огне (Streets of Fire), 1984
"Сказка в стиле рок-н-ролл", достойная отдельной статьи, которая, кстати, появлялась на канале года три назад. Если 2010-е были эпохой ностальгии по 80-м, то в 80-е усиленно ностальгировали по 1950-м: "Назад в будущее", "Бойцовая рыбка" и др. В "Улицах в огне" Хилл берет главные культурные архетипы ушедшего десятилетия и создает из них нечто по-настоящему крутое. Опять же, снимая по сути своей сказку о спасении принцессы (Дайан Лейн) от дракона (Уиллем Дефо), Хилл умудрился не скатиться в детскую наивность современного кинопрома.
Миллионы Брюстера (Brewster's Millions), 1985
Первый фильм Хилла, про который не могу отозваться восторженно. Пятая экранизация фарсовой пьесы, первая адаптация которой вышла аж в 1914-м. Предваряя вопросы, нет, предыдущие фильмы не смотрел и, судя по косвенным признакам, ничего хорошего в них нет. Как нет ничего особо плохого в версии Хилла, однако "Миллионам Брюстера" не достает повествовательной лёгкости комедий Лэндиса и Райтмана.
Перекрёсток (Crossroads), 1986
Проба пера в жанре музыкальной драмы. Фильм обыгрывает известную блюзовую легенду, согласно которой легендарный блюзмен продал душу дьяволу на перекрестке дорог за способность круче всех играть на гитаре. Очень южное, в чем-то обаятельное кино, но совсем не мой жанр, да и для Хилла не сказать, чтобы достижение.
Все меры предосторожности (Extreme Prejudice), 1987
После жанровых экспериментов Хилл возвращается к основам и снимает круто сваренный боевик. И какой! Ник Нолти и Пауэрс Бут разыгрывают перенесенную в современность жанровую схему классического вестерна о друзьях детства, один из которых стал мексиканским бароном, другой - техасским шерифом. Данная простота разбавляется побочной сюжетной линией об оперативниках ЦРУ во главе с Майклом Айронсайдом, которые решили наркоборона ограбить. В финале фильма будет одна из лучших перестрелок в истории Голливуда. Лучше только гонконгские.
Красная жара (Red Heat), 1988
Самый известный в российских широтах фильм Хилла, но не самый лучший. Если снять розовые очки ностальгии, можно обнаружить тотальную клюквенность происходящего и чрезмерную маскулинность на грани пародии. Но опять же Хилл балансирует на грани "плохого вкуса", но окончательный шаг не делает.
Красавчик Джонни (Johnny Handsome), 1989
Не самый великий, но всё же неплохой неонуар с отличным актерским составом: Рурк, Фримен, Хенриксен, Уитакер. Оставляет после просмотра ощущение недораскрытого потенциала.
Другие 48 часов (Another 48 Hrs.), 1990
Редкий сиквел, превосходящий оригинал. Речь, правда, идет только о режиссерской версии, которая почти на четверть длиннее вышедшей в прокат. Сценарий не самый выдающийся, но в фильме отменный жесткий экшн и сразу два колоритнейших кинозлодея: Брайон Джеймс и Эндрю Дивов.
Нарушение территории (Trespass), 1992
Еще одна скрытая жемчужина триллера и экшна. Вопиюще неполиткорректный в нынешнее время фильм о двух пожарнызх, которые отправились искать клад на заброшенную фабрику и оказались в центре стрелки черных братков. Весь фильм представляет собой вариацию сюжета об осаде замка с точки зрения осажденных.
Джеронимо: Американская легенда (Geronimo: An American Legend), 1993
Достаточно спокойный ревизионистcкий вестерн, в котором практически нет экшна, но есть история самого грозного для бледнолицых индейца Дикого Запада Джеронимо. Очень нехарактерный для Хилла фильм: мало насилия, спокойный визуальный стиль. Зато именно в "Джеронимо" состоялся бенефис главного индейца Голливуда Уэса Стьюди. Он заслужил эти два часа славы.
Дикий Билл (Wild Bill), 1995
Третий "чистый" вестерн Хилла получился менее удачным, чем два предыдущих. Кино посвящено последним дням жизни легендарного Билла Хикока в городе Дэдвуд.
Герой-одиночка (Last Man Standing), 1996
Последний удачный фильм Хилла, после которого он стал снимать крайне неоднозначное кино. Его версия хэмметовской "Красной жатвы" заметно уступает версиям Куросавы, Леоне и братьев Коэн, но, если отвлечаться от этого обстоятельства, можно обнаружить безукоризненно выстроенный кадр (про боевики такого обычно не пишут, но обратите внимание на кадр), чрезмерный экшн, еще способного выложиться Брюса Уиллиса и зловещего Кристофера Уокена. Снятый с неподдельной страстью фильм.
Сверхновая (Supernova), 1999
Производство этой космической фантастики обернулось такой катастрофой, что Уолтер Хилл, снявший большую часть фильма, предпочел скрыться за псевдонимом "Томас Ли". Но в эпоху IMDB даже отречься от фильма стало невозможно.
Обсуждению не подлежит (Undisputed), 2002
Скромная экшн-драма о боксерском поединке в тюрьме, эксплуатирующая факт заключения Майка Тайсона. Фильм с годами приобрел культовый статус, во многом благодаря трём сиквелам, сделавшим из Скотта Эдкинса нового героя боевика. По мерка Хилла, проходной фильм.
Прерванный путь (Broken Trail), 2006
Трехчасовой телевестерн, который в базах данных значится как "сериал". Это самый традиционный вестерн из всех традиционных. Да, здесь есть элементы ревизионистских вестернов 70-х, но "сердце" фильма стоит искать в работах Джона Форда.
Неудержимый (Bullet to the Head), 2013
После того, как в 2010-м внезапно выстрелили "Неудержимые" случился краткий всплеск интереса к боевикам 80-х и его героям. "Неудержимый" снят именно на этой волне, и откровенно говоря, после его просмотра становится очевидно, что эпоха безвозвратно ушла, а если снимать "как в 80-е", ничего хорошего не выйдет.
Томбой (Tomboy), 2016
История о киллере, которому насильственном образом сменили пол и превратили в Мишель Родригес. Не знаю, зачем Уолтер Хилл снял этот фильм, но в нём плохо абсолютно всё. Конечно, "Дракула" Ардженто или "Охота на человека" еще хуже, но какое-то слабое утешение. Так хорошо начать и прийти в итоге к "Томбою"... Хотя в прошлом месяцу был анонс, что Хилл собирается снять вестерн с Кристофом Вальцем и Уиллем Дефо, так что финал карьеры может быть не таким печальным.