История лютой альтернативно-ненаучной компьютерной баталии в "хойке"...
Добрый день, уважаемые читатели!
Продолжаем нашу игровую эпопею о Швеции, которая в игре Hearts of iron вместо сомнительного нейтралитета (с работой по госзаказам нацистской Германии, ага) пошла на сближение с СССР, чтобы плечом к плечу с красноармейцами встретить врага в 1941 году.
Напоминаю, что шведы со стахановским огоньком и задором раскочегарили свою и без того "бодрую" промышленность, сформировали весьма крепкие, хоть и немногочисленные вооруженные силы.
А в ходе двух блестящих наступательных операций завоевали Норвегию и Финляндию, опередив в завоевательном порыве фюрера и лишив нацистов возможных плацдармов в Скандинавии для войны со Швецией.
Минутка геополитики.
Вот так выглядит новая карта региона.
СССР имеет общую границу со Швецией. Не с профашистской Финляндией, которая точит зуб на советское государство и уже трижды с ним воевало, а с полноценным и самодостаточным союзником.
Почему самодостаточным? Потому что не нуждается в безвозмездных вливаниях ресурсов и денег, даже приобретаемая у СССР электроэнергия с лихвой возмещалась военными припасами. Потому что полностью контролирующая полуостров Швеция может силами флота пресечь масштабные морские десанты врага на свою территорию. Лишь город Мальме - ближайшая точка к территории оккупированной Дании неизбежно станет местом ударов вермахта. Но и к этому шведы приготовились, опутав регион сетью долговременных укреплений, береговых орудий и прикрыв это великолепие плотной системой ПВО.
Да, а еще Балтийское море становится, фактически, внутренним шведско-советским. Силы Кригсмарине, по большей части, находятся по другую сторону Эресунна (пролив между Швецией и Данией). В условиях войны перебросить флот немцы не смогут, а значит, СССР и Швеция получают тотальное и безоговорочное господство в море. То бишь, возможность снабжать войска морскими конвоями, поддерживать наземные силы огнем корабельной артиллерии. А при случае - еще и морской десант предпринять.
Думаю, стало очевидно, насколько такое положение выгоднее того, в котором оказался Советский Союз в реальности в июне 1941 года.
Война...
В этой альтернативной вселенной Великая Отечественная война началась 14 сентября 1941 года (не иначе, как затянулась подготовка к войне с более крепким соперником). Верная союзническому долгу Швеция тут же объявила войну нацистам. 2-й корпус ВС Швеции в составе двух стрелковых дивизий и двух - морской пехоты двинулся в Прибалтику на помощь Красной армии...
Ну давайте, выкладывайте свои ожидания!
Вермахт взламывают оборону на отдельных участках фронта, немецкие "кулаки" механизированных соединений охватывают фланги, выходят в тыл и устраивают котлы, в которых гибнут целые армии и корпуса? Тотальное господство врага в воздухе? Стремительные наступательные операции и десятки оставленных советских городов?
Как бы не так! Не для того мы "перевоевываем" и перекраиваем все силами "компуктера", чтобы вновь продемонстрировать трагедию, боль и ужас начального этапа войны.
Войска уже отмобилизованы, авиация в полной боевой готовности. На атаки врага РККА (и шведские солдаты со своими пятью копейками) отвечают яростными контратаками или гасят наступление в оборонительных боях. Авиация неистово обрушивает на врага град бомб (впрочем, в воздухе на протяжении всей войны будет наблюдаться паритет).
Да, кое-где вермахт смог потеснить Красную армию, местами пришлось организованно отойти, чтобы избежать окружения.
Однако игровые условности в виде простоты мобилиации войск (буквально одним щелчком мыши и парой недель игрового времени), мгновенной доступности информации о положении на всех фронтах и даже сведений о локальной численности врага сделали свое дело. Никакого блицкрига не вышло, были оставлены Львов, Брест, Мемель (Клайпеда).
И все! Фронт более-менее стабилизировался... Наступление одной из сторон после незначительного продвижения вперед выдыхалось, следовал контрудар, который с большим трудом стопорили потрепанные части и подоспевшие к ним резервы. Примерно так выглядели ужасно монотонные па того танца, в котором завертелись две сильнейшие армии мира и шведский армейский корпус...
Общую картину мы описали, теперь переходим к перипетиям судьбы шведской армии, которая наравне с частями РККА (разница исключительно в масштабе) била виртуальную фашистскую гадину...
Битва за Британию Мальмё
14 сентября в 18:00 (видимо, чтобы воспользоваться покровом наступающих сумерек) немецкие войска с территории оккупированной Дании начали операцию по морскому десанту в Мальмё.
Как уже говорилось, верховное командование ожидало этого фокуса и давным-давно усеяла побережье береговыми укреплениями, получившими название "вал Одина". По десантным транспортам заработали заранее пристрелянные береговые орудия, подключилась к ним дивизионная артиллерия четырех дивизий, занимающих здесь оборону. В полумраке крайне затруднительно корректировать артогонь, однако то тут то там появлялись вспышки, подтверждавшие "накрытие" очередной немецкой посудины.
Поняв, что внезапности добиться все равно не удалось, командующий операцией генерал Герберт Гейтнер (видимо, результат скрещивания реально существовавших Эриха Гепнера и Курта Гайтнера) приказывает начать штурмовку силами Люфтваффе.
Однако Швеция, имея крайне слабые ВВС, все же встретила авиацию врага "гостеприимно". Приводим воспоминания одного из участников штурмовки 14 сентября.
Лучи заходящего солнца все еще освещали шведский берег, в считанные минуты наши "Юнкерсы" достигли цели. Данные разведки говорили о наличии здесь мощных укреплений противника, но мы ведь уже имели дело с подобным. Высота 4600, все как по инструкции!
Добравшись до нужного квадрата я приготовился спикировать, как вдруг самолет затрясло! Десятки, нет, сотни зенитных снарядов взрывались вокруг. Связь с командиром звена прервалась сразу же, справа от меня завертелся потерявший крыло бомбардировщик. Понимая, что все полетело к чертям, я открыл крышку бомболюка на данной высоте. Позднее узнал, что все, вернувшиеся обратно летчики сделали то же самое, так что об эффективности штурмовки лучше не говорить...
Самолет тряхнуло сильнее, чем обычно - снаряд разорвался под левым крылом, изрешетив его шрапнелью. С трудом удерживая Юнкерс на лету, я сумел развернуться, едва не столкнувшись с еще одним падающим самолетом (кажется, это был истребитель прикрытия). Ганса, моего стрелка-радиста убило осколком.
Я лихорадочно сжал штурвал, удерживая машину от крена и пытаясь набрать высоту. Снова попадание! В считанных метрах от носа разорвался боеприпас, фонарь разбило! Не знаю, как я остался невредим, видимо Бог уберег. Из двигателя вырвались клубы дыма, Юнкерс ушел в пике. Понимая, что либо задохнусь, либо разобьюсь, я выпрыгнул из кабины...
Барон Арнольд фон Шварцберг в своих воспоминаниях об авианалете на Мальме.
Дальнейшая судьба пилота была незавидной - солдаты Упсалльского полка 5-й стрелковой дивизии шведской армии взяли его в плен и доставили в госпиталь. Лишь в 1955 году барон смог вернуться в Германию.
Потери Люфтваффе были чудовищными. Из 666 пикирующих бомбардировщиков и истребителей на аэродромы вернулось лишь около 400 машин, половина из них с различными повреждениями. Потери шведов минимальны - бомбы ударили, в основном, по второму и третьему эшелонам обороны, бойцы которых сидели в железобетонных укрытиях и подземных казематах. Из 800 зенитных орудий немцы уничтожили всего 34, а также 49 зенитных пулеметов.
Однако постигшая немецкую авиацию неудача (катастрофа, чего уж там) не остановила генерала Гейтнера. Под шквальным пулеметно-орудийным огнем на шведски берег высадился первый эшелон десанта из сил 68-пехотной и 26-й танковой дивизий. Мальмё обороняли четыре стрелковые дивизии с приданными им дивизионами артиллерии и противотанковых орудий, однако растянутость сил вдоль линии обороны и эшелонированное расположение стали причинами локального численного превосходства врага.
Ожесточенное сражение потребовало недюжинного напряжения сил шведских солдат, тем более, что Мальме обороняли наименее опытные части - ветераны войн с Норвегией и Финляндией уже сражались с немцами на Рижском направлении. Однако выучка, дисциплинированность и серьезные фортификационные работы сделали свое дело. Немцы умылись кровью, теряя технику на минных полях и под ударами артиллерии, пехоту безжалостно косили винтовочные и пулеметные пули.
К утру 15 сентября, ценой чудовищных потерь фрицы смогли прорвать первый эшелон обороны, однако туту же были контратакованы, кое-где дошло даже до рукопашных схваток. Однако уже к 9 часам вечера 16 сентября немцы были сброшены обратно в море, так и не успев завершить запланированную высадку сил.
Война набирала обороты. Шведские субмарины курсировали вдоль берегов Дании и Германии, выискивая немецкие конвои, 2-й корпус высадился под Палангой и сходу вступил в бой с врагом. А механизированный корпус тем временем стоял на перевооружении - дивизии оснащались новенькими средними танками взамен морально устаревшей легкой бронетехники.
К слову сказать, шведских и советских солдат ждал неприятный сюрприз - немцы к 1941 году уже располагали тяжелой бронетехникой с показателями брони и бронепробития в 10-11 очков.
В переводе с условных игровых единиц на человеческий язык, немецкие танки были эквивалентом Тигров и Пантер, в то время как советский танковый парк состоял из легких танков и небольшого количества средний, которые на карте почему-то выглядят как легкие БТ.
Так вот, 10-11 единиц! А дивизионные противотанковые пушки на вооружении шведской армии способны поражать лишь броню в 8-9 единиц, о легких полковых орудиях и говорить нечего! Сей болезненный факт тяжело скажется на результате боев в Прибалтике - смотрим галерею...
Причиной неудач стали и просчеты командования, формирование полков ПТО для корпуса только началось, солдаты, в особенности, морпехи, могли полагаться только на легкую артиллерию в борьбе с танками.
Отгремела вторая битва при Мальмё - немцы оставили убитыми свыше 2 тысяч солдат и офицеров. После этого немцы надолго оставят попытки высадки в Швеции, однако командованию все равно приходилось целый корпус держать на территории страны.
2-й корпус, отступив под Алсунгу, вскоре восстановил боеспособность, в оборонительных боях измотал целых две немецкие стрелковые дивизии, после чего смял их решительным контрударом. Галерея прилагается!
И тут же последовало болезненное поражение - вновь подоспела тяжелая танковая дивизия, которая при поддержке двух стрелковых дивизий опрокинула корпус.
Положение на фронте складывалось не лучшим образом - части Красной армии тоже отступали, дезорганизованные и обескровленные тяжелыми боями. Получившим сейчас передышку шведским солдатам предстояло через несколько дней прикрывать отход красноармейцев - иначе те угодили бы в котел.
О том, как развивалась битва за Ригу, удастся ли шведам совершить Коренной перелом, возьмут ли шведские морпехи Кенигсберг и на что годятся скандинавские танки - читайте в следующем материале!
Спасибо за внимание!