Найти тему
Remont1969

Блиндированная Чонка. Csonka-féle autók. 1915. Венгерский карапуз в броне.

Фото RCforum.ru
Фото RCforum.ru

Австро-Венгерская империя, как никакая другая из великих воюющих в Первую мировую стран, не сделала ничего для оснащений своих армий бронетанковой техникой. Чуть меньше десятка броневых машин разных видов и типов погоды не делали. Поэтому даже кустарный слегка бронированный автомобиль на шасси автомобиля Чонка обращает на себя внимание.

Csonka-féle autók/Блиндированный автомобиль на шасси Чонка

Страна: Австро-Венгерская империя

Производство: Армейские мастерские/Röck István Gépgyára

Кол-во: 1

Год выпуска: 1915

Шасси: Csonka 8HP

Двигатель: 8 л.с.

Экипаж: 4

Вооружение: нет

Бронирование: 3-4 мм

Где увидеть:

Первый почтовый грузовик - Csonka János Emlékmúzeum. Cím: 1114, Budapest Bartók Béla út 31

Csonka 4HP, Csonka 8HP и трицикл Csonka-féle levélgyűjtő tricikli - Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum (Безвременно закрыт)

Трицикл Csonka-féle levélgyűjtő tricikli - Postamuseum Budapest

Венгрия, как часть двуединой монархии всегда страдала комплексом младшей сестры. Несмотря на совершенно запущенную промышленность, венгры отличались избыточной изобретательностью. Одним из ведущих лиц в истории венгерского автомобилестроения был Янош Чонка, который считается одним из изобретателей современного типа карбюратора. Венгерские изобретатели Донат Банки (Bánki Donát) и Янош Чонка в 1893 году изобрели и запатентовали карбюратор для стационарного двигателя (известного также под названием «двигатель Банки-Чонка»). Всего на полгода венгерские изобретатели подали заявку на патент устройства для подготовки горючей смеси для газовых двигателей раньше чем великий Вельгельм Майбах. В 1898 году Донат Банки разработал двигатель с высокой степенью сжатия с двухдиффузорным карбюратором, в котором был применён метод эмульсионного смесеобразования распылением, который используется и в настоящее время.

Схема двигателя Банки-Чонки
Схема двигателя Банки-Чонки

Изобретение Банки и Чонка карбюратора способствовало развитию ДВС и их применению для колесных транспортных средств, так как это было первое устройство для эффективного смешивания горючего и воздух, именно карбюратор помог ДВС победить паровиков и электричек. По легенде Банки придумал свой способ смесеобразования, когда увидел, как цветочница опрыскивает свои цветы водой изо рта. В 1900-м году Янош Чонка (Csonka János), гениальный самоучка, создал первое венгерское транспортное средство трицикл для почты. Трицикл имел двигатель мощностью 2,3 л.с, мог перевозить 50-ти килограммовые почтовые мешки со скоростью до 25 км/ч.

Csonka-féle levélgyűjtő tricikli
Csonka-féle levélgyűjtő tricikli

В 1903 году Королевское почтово-телеграфное управление Венгрии объявило международный тендер на закупку 14 почтовых автомобилей. Почтовики могли купить любой автомобиль, но импортозамещение в его венгерской ипостаси победило и в 1905-м году были поставлены первые 1,2-тонные почтовые фургоны Яноша Чонки. Шасси и мотор конструкции Чонки строила фирма Röck, кузова же поставляла фирма Glattfelder. Фургон Чонки, став первым венгерским автомобилем, имел классическую конструкцию, выделяло его от конкурентов только применение двигателя конструкции Банки-Чонки и широкое использование подшипников качения. 2020 год в Венгрии отмечали как год 115-летия национального автомобилестроения. Януш Чонка служил в это время руководителем экспериментальной мастерской при университете Будапешта, и производством занимались сторонние заводы. Между 1905 и 1911 годами для венгерской почты было построено 91 шасси, которое производилось на заводах Раба в Дьере и на фирме Röck István Gépgyára из города Kelenfold, сейчас пригорода Будапешта. В 1908 году появился Чонка разработал люксовый автомобиль с 4-х цилиндровым 5.1-литровым 40 сильным двигателем. Кузова для автомобиля выпускавшегося два года так же поставляла фирма Glattfelder, а шасси делали на фирме Röck.

Почтовый фургон Csonka 14HP
Почтовый фургон Csonka 14HP

Через год Чонку бросает в другую крайность, в мастерских он строит крайне простую одноцилиндровую 4х сильную машинку. Мотор, шасси, трансмиссию и даже кузов Чонка строит собственными силами, в итоге Чонка смог продать только 3 такие машинки. Но зато Csonka 4HP стала первой венгерской машиной с карданным приводом. В 1912-м году Януш Чонка показал небольшой автомобиль с двигателем мощностью уже 8 л.с. 4-х цилиндровый двигатель имел объем всего 1.1-литра, был прост и дешев. Непосредственно выпущенные мастерской конструктора Csonka 8HP также в основном покупается Венгерской Почтой, которая покупает 12 машин из 14-ти выпущенных. Сам Чонка, не имея желания заниматься производством, продаёт лицензии на свои автомобили венгерским фирмам Röck, одному из партнеров по выпуску шасси и двигателей, и MАG. Совместными усилиями этими фирмами было выпущено ещё около 150 автомобилей конструкции Чонка, отличавшихся кузовами и конструкцией шасси.

Чонка за рулем своей машины Csonka 4HP
Чонка за рулем своей машины Csonka 4HP

В 1910-1914-м годах Röck István Gépgyára продолжала выпускать легковые автомобили и фургоны для почты. С началом Первой мировой войны были реквизированы все, даже совершенно не подходящие для использования в военных целях транспортные средства, в том числе машины построенные по проектам Януша Чонки. Военные попробовали заказать легковых машин Csonka еще больше, оценив их низкую стоимость и простоту, но столкнулись с тем, что венгерская, да и австрийская промышленность были не готовы серийно выпускать почти ничего, хотя выпуск тяжелых тягачей для артиллерии, правда на богемских заводах, соответствовал требованиям, но их выпуск исчислялся в десятках.

Машины конструкции Януша Чонки, построенные на Röck István Gépgyára в 1910-1912 (фото: Hungarian Postal Museum)
Машины конструкции Януша Чонки, построенные на Röck István Gépgyára в 1910-1912 (фото: Hungarian Postal Museum)

Одна из машин, скорее всего с 8-ми сильным двигателем попала в армию на Итальянский фронт и была в Автомобильной и Артиллерийской Мастерская Св. Магдалены в Зеебахе добронирована. Кузов был обшит стальными листами, так что у водителя и пассажиров только головы выглядывали над бортами. Дверей не было и покидать машину можно было только через верх, но обманчивое чувство безопасности она все таки давала. Колеса получили стальные диски, как легкий автомобиль-скаут венгерская машинка конечно подходила, ну или для перевозки одного особенно ценного пассажира.

-7

Удивительно, что пройдя все несчастья 20-го века, минимум трижды проиграв войны, будучи неоднократно оккупированной Венгрия смогла сохранить свои технические раритеты. В музеях можно увидеть и первый трицикл Чонки и один из первых почтовых фургонов, хранятся его 4-х и 8-ми сильные легковые автомобили. В музее почты хранится кроме первого трицикла (Csonka-féle levélgyűjtő tricikli) и странный автомобиль, на котором испытывали одноцилиндровый 3-х сильный двигатель Csonka-Dion на шасси Teste et Moret с фрикционной трансмиссией. Возможно это прототип легкой машины Чонки.

Фото https://www.postamuzeum.hu/postamuzeum-budapest
Фото https://www.postamuzeum.hu/postamuzeum-budapest

Увидеть машины 4-х и 8-ми цилиндровую машины Чонки и еще один трицикл можно будет в Венгерском музее Техники и Транспорта в Будапеште (Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum, Közlekedési Múzeum) , после такого как в музее закончат вечный ремонт.

Csonka-féle levélgyűjtő tricikli в Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum фото: https://pestbuda.hu/en/cikk/20201126_motorised_tricycles_a_new_postal_service_arose_120_ears_ago
Csonka-féle levélgyűjtő tricikli в Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum фото: https://pestbuda.hu/en/cikk/20201126_motorised_tricycles_a_new_postal_service_arose_120_ears_ago
Csonka 4HP, Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum
Csonka 4HP, Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum
Csonka 8HP, 1909-1912 Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum
Csonka 8HP, 1909-1912 Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum

Первый почтовый из главного музея Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum был передан в персональный музей Януша Чонки, где и экспонировался до последнего времени. Csonka János Emlékmúzeum. Cím: 1114, Budapest Bartók Béla út 31. Там же возможно демонстрируются и трицикл и Csonka 4HP, но нет информации это машины из Музея Транспорта или другие образцы.

Csonka Postai csomagszállító gépkocsi, Csonka János Emlékmúzeum
Csonka Postai csomagszállító gépkocsi, Csonka János Emlékmúzeum

О венгерских боевых машинах можно почитать здесь:

Первый полноприводный на бензине. Train Tlaskal. 1904. Венгры начинают, и ничего...

Броня двуединой монархии. Часть 2. Junovicz P.A.1. 1916 Австрийский шкаф.

Броня двуединой монархии. Часть 1. Romfell Panzerautomobil. 1915. Австрийское боевое барокко на поле боя.

Броня двуединой монархии. Часть 3. Praga R-4/II. Богемский вариант "шкафа".

Первый чешский. Obrněný automobil Škoda-Daimler. 1907. Подвижная огневая точка

Источники:

http://www.sasovits.hu/anyag/feltalal/csonka_j.htm

https://cultura.hu/aktualis/az-elso-magyar-gyartmanyu-gepkocsi/

Def-AleksБлог › Забытые имена. Глава 75. Csonka (https://www.drive2.ru/b/288230376152222303/)

https://www.autocentre.ua/news/retro/kak-vengerskij-konstruktor-avtomobilej-operedil-znamenitogo-majbaha-1311014.html

https://www.csonkamuzeum.hu

http://ceautoclassic.eu/115-years-ago-the-hungarian-auto-industry-was-born/

https://www.postamuzeum.hu/postamuzeum-budapest