Найти тему
Люкс Деталь

Автомат или механика: «физики» против «лириков»

Вечный спор «физиков» и «лириков» автомобильного мира – что лучше: «автомат» или «механика»? Каждый по-своему отвечает себе на этот вопрос, делая свой выбор. Но осуществлять его надо, имея представления о преимуществах и недостатках машин на «автомате» и на «механике» и об особенностях их эксплуатации. Прояснить все эти моменты и поможет данная статья.

Цена: автомобили с автоматической трансмиссией по меньшей мере на 1-2 тысячи долларов дороже «механики».

Обслуживание: ремонт и обслуживание АКПП сложнее и дороже. Поменять масло в механической коробке возможно практически на любом СТО и требуется это раз в течение нескольких лет. В автоматической КПП масла как такового нет, вместо него используется специальная жидкость – automatic transmission fluid или, проще говоря, ATF, менять которую рекомендуется каждые 50 тыс. км и не на первом попавшемся СТО, а лучше всего в специализированных сервисных центрах. Ремонт АКПП – это вообще отдельная болезненная тема.

Ресурс: считается, что ресурс у автоматической коробки по сравнению с МКПП значительно меньше. На самом деле при правильной эксплуатации ресурс АКПП значительно превосходит «механику». Но тут и возникают многие традиционные минусы АКПП, связанные как раз с этой самой правильной эксплуатацией.

Эксплуатация: автоматическая трансмиссия не позволяет совершать резкие рывки, поскольку переключение передач происходит с задержкой в течение нескольких секунд. Поэтому машину с автоматической коробкой нельзя эксплуатировать в качестве тягача, а также буксировать на значительные расстояния; ее невозможно завести с толкача при разрядившемся аккумуляторе, выбраться из болота или сугроба враскачку.

Буксировать желательно на небольшой скорости, методом частичной погрузки ведущих колес и с заведенным двигателем. Из сугробов или грязи машину тоже лучше вытаскивать с помощью буксира, поскольку на «автомате» долгая пробуксовка противопоказана (для автоматической коробки это разрушительно); также не стоит совершать резких движений на старте (например, со светофора). Ну и, конечно, контролировать уровень ATF (а для АКПП вреден не только недостаточный уровень, но и его избыток).

Управляемость: в легкости управления автомобили на «автомате» существенно превосходят «механику» и самый главный их плюс – удобство при движении в пробках. Также на машине с автоматической КПП гораздо легче трогаться в горку: достаточно убрать ногу с тормоза и нажать педаль газа, не озадачиваясь манипуляциями со сцеплением. Зимой управление машиной с автоматической трансмиссией существенно не отличается от вождения «механики» (единственное, что, совершая торможение в условиях гололеда, противопоказано принудительно включать пониженную передачу – следует просто отпустить акселератор и ждать переключения коробки передач).

Расход топлива: для машин с АКПП он больше. Но разница с «механикой» в расходе составляет около 1 литра на сотню километров, так что существенно это на ситуацию не влияет. К тому же, при экстремальной манере езды машина с механической коробкой по топливному расходу может обставить даже авто с АКПП. В свою очередь, при адекватной манере вождения расход топлива у машины с АКПП почти не будет отличаться от пресловутой «механики». Ускорение и торможение должно быть плавным, не следует резко давить на газ.

Комфорт: по всем показателям выигрывает, безусловно, автомат! В этом плане дилеммы о том, что предпочтительнее – автомат или механика, даже не возникает.

Итак, рассмотрев недостатки и преимущества автоматической трансмиссии в сравнении с МКПП, можно прийти к выводу, что минусов у нее не настолько много, как принято считать. А за удобство и комфорт машин с АКПП можно простить автоматической коробке все остальные недостатки.